"Пандемия изменила мир радикально и навсегда"
Читать на сайте Вестник КавказаПандемия коронавируса, по всей видимости, окончательно изменила мир, такое мнение выразил заместитель главы Совбеза РФ Дмитрий Медведев на конференции Startup Village LiveStream.
"Очевидно, что мир изменился, изменился радикально и, скорее всего, изменился навсегда", - цитирует его ТАСС.
Политик подчеркнул, что всем странам и компаниям потребуется предпринять еще множество усилий, чтобы создать новую модель поведения, причем пока никто полностью не понимает, какой будет эта модель.
Замглавы Совбеза признался, что ему "жаль тех совершенно обычных времен, в которых мы все находились еще четыре месяца назад, когда жизнь была прежней". "С другой стороны, нынешняя ситуация создает и дополнительные возможности, которыми мы все должны воспользоваться", - призвал он.
По словам политика, модели поведения государства, компаний и потребителей уже претерпели изменения, и этот процесс будет продолжаться, поскольку закрылись границы, прервались производственные цепочки и т.д. Медведев подчеркнул, что такие "черные лебеди" всегда влекут очень тяжелые экономические последствия, он оценил их в 3% падения мирового ВВП, или примерно $9 трлн. "Цифры колоссальные, восполнить их будет очень и очень сложно", - предупредил замглавы Совбеза.
Медведев подчеркнул, что на этом фоне властям надо поддержать отрасли, понесшие самые серьезные утраты, но разработанные на сегодняшний день механизмы поддержки недостаточны, "поскольку процесс развития пандемии и экономического кризиса продолжается, общий объем утрат мы до конца не понимаем". Это означает необходимость изменения механизмов поддержки, добавил зампредседателя СБ РФ.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер" Сергей Хестанов, в мире сейчас утвердились три подхода к государственной помощи пострадавшим отраслям экономики и населению. «Американский подход – это прямые выплаты, к примеру, совершеннолетним гражданам там заплатили по $1,2 тыс, и еще по $500 за каждого ребенка. Немецкий подход – это безвозмездная оплата государством 60% зарплатного фонда предприятий, чтобы работники получали зарплаты, даже если предприятия стоят. Третий подход – субсидии отдельным пострадавшим отраслям, которые не нужно возвращать, например, этого сейчас добивается Lufthansa», - сообщил он.
Россия в итоге оказалась ближе к американскому подходу. «Из позитивного надо отметить выплаты семьям с детьми, что, действительно, окажет быструю, эффективную и понятную помощь населению. Однако эффективность того, что касается помощи предприятиям, близка к нулю. Главная проблема предприятий в том, что у них обвально упала выручка – налоговые кредиты и кредиты по аренде справиться с этим не помогут. Поэтому стоит ожидать, что по мере снятия ограничения, будет накапливаться статистика банкротств и роста безработицы, на основе которое будут приняты некие новые решения. При этом, судя по тому, что есть в открытом доступе, таких решений пока что не принято», - обратил внимание Сергей Хестанов.
Экономист добавил, что из-за действующих ограничений нет возможности даже собрать объективную статистику ситуации в отраслях. «Сейчас предприятия даже не могут обанкротиться. Если, в лучшем случае, с начала июня снимут ограничения на работу предприятий, то примерно к середине июля появится какая-то статистика, на которую можно опираться. Пока что ждем, когда предприятиям разрешат возобновить работу», - заключил советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома "Открытие-брокер".