Хаменеи готовится к переговорам с США?
Читать на сайте Вестник КавказаИран продолжает страдать от разрушительных экономических ограничений и коронакризиса, поэтому аятолла Хаменеи предложил лидерам страны вступить в переговоры с Соединенными Штатами, пишет Iran Wire в материале Is Khamenei Getting Ready to Negotiate with the US? Верховный лидер ИРИ, который выступал категорически против любых переговоров с США после обострения напряженности в течение последних двух лет, использовал религиозную риторику, чтобы объяснить готовность положить конец тупику. В своем твитте аятолла Хаменеи сослался на одного из религиозных деятелей Хасана ибн Али, чтобы указать на изменение в политике.
”Имам Хасан Мойтаба [второй шиитский имам] - самый смелый деятель в истории ислама, - написал Хаменеи в Твиттере. - Он был готов пожертвовать собой и своей репутацией среди своих сторонников ради мира, чтобы защитить ислам и Коран, а также указать путь для будущих поколений". Духовный лидер Ирана ссылается на ключевой момент в истории ислама, когда второй шиитский имам пришел к соглашению с Муавией, омейядским халифом, в 661 году нашей эры. Компромисс был окончательным жестом мира, предотвратившим войну между суннитами и шиитами, и в то же время обеспечившим лидерство омейядов-суннитов. Шииты пошли на значительные жертвы, но им удалось сохранить святость религии и обеспечить ее устойчивость в будущем.
После выхода США из ядерной сделки, известной как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), по указанию президента Дональда Трампа аятолла Хаменеи неоднократно отказывался дать разрешение на проведение обсуждений между министром иностранных дел Ирана Мухаммедом Джавадом Зарифом и госсекретарем США Майком Помпео. По его мнению, переговоры с администрацией Трампа подобны ”двойной отраве”.
Но по мере того, как Иран приближается ко второй годовщине введения новых санкций США, продажи и экспорт нефти упали с почти трех млн баррелей в день до 300 000 баррелей в день, страна оказалась лишена своих доходов, а пандемия коронавируса еще больше подорвала экономику. Аятолле Хаменеи пришлось сменить тактику, напомнив о ”мирном соглашении имама Хасана” и важности жертвы для защиты святости Исламской Республики. Нынешний экономический кризис не дает возможности лидерам Ирана улучшить ситуацию, а тем более выдвигать требования на международной арене.
История религиозных упоминаний
Как умеренные, так и консервативные иранские политики и стратеги часто используют переговоры Имама Хасана в качестве подтверждения того, что поиск мирных решений совместно с иностранными оппонентами может быть как практическим решением, так и демонстрацией силы. Это не первый случай, когда верховный лидер связывает этот исторический акт с текущими событиями. Хаменеи цитировал мирное соглашение, когда Иран вступил в переговоры с США в Омане во время президентства Махмуда Ахмадинежада, говоря о необходимости ”героического смягчения” в отношении к врагу.
Затем, в августе 2014 года, накануне первой после избрания поездки президента Хасана Рухани в Нью-Йорк, Хаменеи признал: ”Дипломатия означает гибкость и умение принимать правильные решения. Образцом дипломатии может служить героическая гибкость, которую проявил имам Хасан”. ”Мирный договор Хасана” использовался для обоснования проведения ядерных переговоров и возможной отмены санкций.
В политическом лексиконе ИРИ ”мир имама Хасана” противоположен по значению ”восстанию Хусейна”. Хусейн Ибн Али, третий шиитский имам, отказался идти на компромисс с сыном Муавии, Язидом, и в итоге погиб в битве при Кербеле. Этот эпизод в исламской истории говорит о том, что нельзя поддаваться врагу и идти на компромисс, нужно быть твердым приверженцем веры. Этот случай также часто используется влиятельными иранцами для оправдания своих действий и поведения.
Согласно Конституции ИРИ, верховный лидер обладает ”абсолютной юридической властью”, то есть реальной властью в Иране и стоит выше президента, главы исполнительной власти. Тем не менее, несмотря на тяжелое состояние Ирана и продолжающееся политическое, социальное и экономическое опустошение, вызванное коронавирусом, твит аятоллы Хаменеи не обязательно означает, что он одобрит переговоры, не в последнюю очередь потому, что он опубликовал сообщение в годовщину рождения второго шиитского имама.
Все последние данные свидетельствуют о том, что Иран не будет вести открытые переговоры с администрацией Трампа за полгода до президентских выборов в США: иранские власти хотят посмотреть, что произойдет в ноябре. Любые переговоры с США, будь то с администрацией Трампа или администрацией во главе с Джо Байденом, который был вице-президентом в период правления Барака Обамы и во время вступления в силу СВПД, не начнутся автоматически. Обе стороны будут нуждаться в тщательной подготовке, и переговоры будут вестись на фоне сложных взаимоотношений политических, религиозных и военных сил Ирана.
Твит религиозного лидера может указывать на готовность к переговорам, по крайней мере, намек на то, что такая возможность не исключена. И что может быть лучше, чем благородный пример из истории и литературы ислама, чтобы объяснить это решение своим сторонникам?