Повлияет ли "коронакризис" на урегулирование карабахского конфликта

Читать на сайте Вестник Кавказа

В связи с продолжительным "коронакризисом", охватившим весь мир, Армении будет очень непросто нести дополнительное бремя, пишет член совета Центра анализа международных отношений Азербайджанской Республики, доктор Гульшан Пашаева в статье Can the coronavirus crisis impact on Nagorno-Karabakh conflict resolution? для Euractiv. Два года назад Пашаева опубликовала статью ”Нет прогресса в Нагорном Карабахе: кому это выгодно?” С тех пор в Армении и Азербайджане произошел ряд серьезных событий.

Серж Саргсян вынужден был уйти в отставку в результате масштабных акций протеста после попытки стать премьер-министром в апреле 2018 года. Прмьер-министром Армении стал Никол Пашинян. В Азербайджане, в свою очередь, был проведен ряд структурных, экономических и кадровых реформ, цель которых заключалась в дальнейшем совершенствовании механизма управления, уменьшении зависимости от экспорта энергоносителей, поощрении частных инвестиций и привлечении молодых и способных специалистов на важные руководящие должности. В результате в Азербайджане к власти пришли экономисты-технократы, включая нового премьер-министра Али Асадова.

Внеочередные парламентские выборы, состоявшиеся в Армении 8 декабря 2018 года и в Азербайджане 9 февраля 2020 года, также можно рассматривать как индикатор изменений в обеих странах. Однако в ходе многолетних переговоров по Нагорному Карабаху никакого прогресса достигнуто не было.

Из-за конфликта около одной пятой международно признанной территории Азербайджана находится вне контроля правительства. Этот отколовшийся регион, так называемая Нагорно-Карабахская Республика (НКР), включает большую часть территории бывшей советской Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) и семь прилегающих районов Азербайджана, которые были захвачены армянскими силами в начале 1990-х. В настоящее время регион носит моноэтнический характер из-за изгнания всех азербайджанцев из оккупированных районов.

Непризнанное образование существует в подвешенном состоянии при финансовой поддержке армянской диаспоры и под защитой Армении почти 30 лет. Несмотря на постоянные усилия использовать нынешний статус-кво для навязывания решения на основе свершившегося факта, международное признание "НКР" получено не было.

В связи с продолжительным "коронакризисом", охватившим весь мир, Армении будет непросто нести дополнительное бремя из-за потрясений, с которыми сталкиваются экономики и системы социального обеспечения государств во всем мире.

Правительства большинства стран мира пытаются мобилизовать ресурсы, чтобы остановить распространение COVID-19, защитить здоровье населения и смягчить последствия экономического кризиса. Изоляция, ограничение поездок, закрытие границ, социальное дистанцирование, пакеты социальных и экономических стимулов применяются во всем мире. Политические, культурные, религиозные, спортивные и другие мероприятия, такие как 36-й Саммит АСЕАН, всеобщие выборы в Боливии 2020 года, Национальный съезд Демократической партии 2020 года, конституционный референдум Италии 2020 года, Каннский международный кинофестиваль, конкурс ”Евровидение”, пасхальные мероприятия в Риме, летние Олимпийские игры 2020 года в Токио, чемпионат Европы по футболу 2020 года, несколько гонок Формулы 1 отменяются или переносятся для предотвращения распространения COVID-19.

Однако Армения пытается справиться с пандемией по-своему. Коронавирус нанес ущерб экономике страны и способствовал снижению роста ВВП.

По словам бывшего министра экономики Ваграма Аванесяна, Армения может потерять 15% ВВП в период "коронакризиса". Резкое падение туристического сектора, снижение цен на медь, сокращение денежных переводов из России и падение объемов армянского экспорта на ее ключевом рынке, в России - многочисленный негативные тенденции, с которыми сталкивается страна. Кроме того, закрытие двух сухопутных границ с Грузией и Ираном для пассажиров и дополнительные сложности для грузовых перевозок могут также оказать негативное влияние. Таким образом, государство не может избежать экономического спада.

После выявления первого случая заболевания COVID-19 1 марта правительство Армении закрыло учебные заведения на неделю и вновь открыло их 9 марта из-за отсутствия подтвержденных новых случаев. Но вскоре ситуация вновь вскоре изменилась, и 16 марта в Армении было объявлено чрезвычайное положение на месяц, а 13 апреля оно было продлено до 14 мая. Конституционный референдум 2020 года также был перенесен, поскольку организация массовых мероприятий во время чрезвычайного положения в Армении запрещена. Общенациональный режим изоляции был введен 24 марта. По состоянию на 20 апреля в стране 1339 человек заболели, 22 - умерли, а 580 - выздоровели.

Однако правительство Армении не отложило ”президентские и парламентские выборы” в НКР, которые проходили 31 марта. Чтобы узаконить режим "НКР, а также представить ”выборы” демократическими, Армения проигнорировала здравые суждения. В результате, около 1000 наблюдателей и журналистов из Армении приняли участие в процессе, несмотря на общенациональный режим изоляции.

В этом контексте обращают на себя внимание замечания, сделанные помощником президента Азербайджанской Республики, руководителем департамента по внешней политике администрации президента Хикметом Гаджиевым в отношении ”выборов”. По его словам, ”коварная сущность незаконного режима, созданного Арменией на оккупированных территориях Азербайджана, проявляется в том, что, когда весь мир страдает от коронавируса, они продолжают свои грязные политические игры”.

Тем не менее организаторы ”выборов” не получили никакой международной поддержки. Ряд международных организаций (ОБСЕ, ЕС, НАТО, ДН, ОИК, Европейский Совет, ГУАМ, TURKPA и другие) и многие государства заявили, что не признают конституционные и правовые рамки, в которых проводились нелегитимные ”выборы”, противоречащие нормам и основополагающим принципам международного права, закрепленным в Уставе ООН и Хельсинкском заключительном акте.

Было также объявлено, что ”выборы” нарушают суверенитет и территориальную целостность Азербайджана и подрывают общие международные усилия, в том числе со стороны Минской группы ОБСЕ, единственного формата для достижения мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

В заявлении для прессы сопредседатели Минской группы ОБСЕ подтвердили, что ”не принимают результаты выборов как влияющие на правовой статус Нагорного Карабаха” и не признают Нагорный Карабах ”как независимое и суверенное государство”. Было также подчеркнуто, что результаты ”выборов” ”никоим образом не предопределяют окончательный статус Нагорного Карабаха или итоги продолжающихся переговоров по достижению прочного и мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта”. 

ЕС также выразил поддержку усилиям сопредседателей Минской группы ОБСЕ ”в достижении прогресса, выходящего за рамки существующего положения дел, и предметных переговоров в направлении всеобъемлющего и устойчивого мира”.

Таким образом международное сообщество полностью признает и поддерживает суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность международно признанных границ Азербайджана и решительно осуждает проведение ”выборов” на оккупированных территориях Азербайджана. Однако осуждения незаконных действий недостаточно. Действуя в соответствии с вышеуказанными заявлениями необходимо выполнение резолюций, принятых международными организациями в отношении армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. "Это необходимо для обеспечения прочного мира, безопасности и стабильности в регионе”, - сказал министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров в интервью газете The London Post.

Без сомнения, пандемия коронавируса оказывает влияние на процессы урегулирования продолжающегося нагорно-карабахского конфликта.

Во-первых, превентивные меры, предпринимаемые государствами для прекращения распространения COVID-19, могут создать препятствия для организации личных встреч под эгидой Минской группы ОБСЕ, что может привести к определенному прерыванию переговорного процесса в будущем.

Во-вторых, мониторинг, который регулярно проводятся на линии соприкосновения вооруженных сил Армении и Азербайджана, приостановлен из-за пандемии. Поэтому сейчас сами конфликтующие стороны несут ответственность за поддержание режима прекращения огня.

В этом контексте крайне важен ”Призыв к глобальному прекращению огня” генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша перед лицом пандемии COVID-19. Подчеркивая, что вирусу не важна национальность, этническая принадлежность, политические взгляды и вера, генеральный секретарь ООН призвал к немедленному глобальному прекращению огня во всех уголках мира путем блокирования вооруженного конфликта и открытия драгоценных окон для дипломатии. Несмотря на это, Вооруженные силы Армении применяют крупнокалиберные пулеметы против мирных жителей Газахского района Азербайджана вблизи линии фронта, как было указано в заявлении азербайджанской общины Нагорного Карабах для Генеральной ассамблеи ООН и Совета Безопасности.

Такие действия ставят под угрозу не только режим прекращения огня, но борьбу с коронавирусом. Изменяющиеся внешние и внутренние обстоятельства, связанные с пандемией, могут создать благоприятную среду для переоценки позиций конфликтующих сторон и позволить статус-кво перерасти в болезненный тупик, хотя это и маловероятно.