В Армении героизируют борьбу с коронавирусом

Читать на сайте Вестник Кавказа

Число заразившихся коронавирусной инфекцией в Армении растет. Ежедневно выявляются новые заражения, число которых уже превысило 1100 случаев. Правительство продлило режим чрезвычайного положения до 14 мая, тем самым подтвердив то, что распространение инфекции в стране не контролируется. Много нареканий в последнее время вызвала система здравоохранения.

В целях предотвращении общественного резонанса армянская политическая элита начала проводить нестандартную политику путем встраивания комплекса мер по профилактике коронавирусной инфекции в существующую в стране идеологию. Один из столпов армянской идеологии - идея постоянной борьбы народа с угрозой в лице захватчиков, иноверцев и инородцев, источником которой, по версии армянских политтехнологов, чаще всего становились соседи. Эта идеология соответствует внешнеполитической линии Еревана, которая ограничивается соблюдением исключительно национальных интересов в ущерб региональным.

Однако нынешняя угроза COVID–19 не может быть персонифицирована, поэтому в Армении формируется альтернативный взгляд на проблему пандемии, не предполагающий критики властных структур. В минувший вторник президент Армении Армен Саркисян в обращении к нации призвал мировое армянство, сплотиться перед безликой опасностью, сравнив эту борьбу с ликвидацией трагических последствий спитакского землетрясения, а также с войной в Нагорном Карабахе. При этом Саркисян не стал уточнять, что помощь Армянской ССР в 1988 году оказывал весь Советский Союз, а результаты оккупационной политики армянского сепаратизма в Нагорном Карабахе критикуют во всем мире.

Картина профилактики распространения вируса должна выглядеть как очередной вызов, который будет преодолен путем национального единения. Общественность не должна задавать неудобные вопросы, связанные с проблемами национального здравоохранения. Однако вопросы есть и один из них заключается в том, чем сейчас занимается правительство страны и многочисленные чиновники. Вопрос возник не случайно, так как в нынешний кризисный период власти Армении не додумалось ни до чего иного, кроме как обеспечить безопасность населения путем его самоизоляции, посредством его же собственности (квартиры и частные дома), за которую государство еще и взимает налоги.  

Несмотря на распространение вируса, политтехнологи не упускают возможность пиара. На своей странице в Facebook премьер министр Никол Пашинян ежедневно публикует материалы о работе парламента, нарезки своей агитационной работы в период "бархатной революции", уверяет общественность в том, что все медучреждения в стране обеспечиваются необходимыми медикаментами и средствами индивидуальной защиты. Несмотря на модерацию комментариев под публикуемыми постами, активные пользователи социальных сетей обращают внимание на то, что премьер стремиться убедить общественность в том, что ситуация в стране некритична, несмотря на то, что ежедневная информация свидетельствует об обратном.

Людей беспокоит финансовая ситуация в Армении, поскольку экономика страны парализована, люди не работают, а ежемесячной квартплаты, выплат за аренду недвижимости и прочие расходы никто не отменял. Более того, ни Пашинян, ни Саркисян ничего не говорят о материальной помощи населению, ограничиваясь скромными призывами протягивать руку помощи наиболее уязвимым группам – старикам и хроническим больным. Атмосфера неопределенности приводит к тревожности, никто не берется давать прогнозы, а люди опасается угрозы второй волны эпидемии, так как география распространения вируса в Армении неизвестна, а возможность самостоятельного тестирования  на коронавирус даже не обсуждается.

Общественность предполагает, что под громкими призывами к всеобщей транснациональной мобилизации, армянские политики камуфлируют нежелание осуществлять реальную финансовую помощь населению. Олигархические круги армянского бизнеса также не торопятся оказывать прямую помощь населению, ограничиваясь кулуарным и непрозрачным сотрудничеством с различными фондами поддержки. Особо обеспеченные создают в своих домах подобие частных клиник, оснащая их, в первую очередь, аппаратами ИВЛ.

Средств на борьбу с вирусом не хватает. Более того, дефицит ожидается и после снятия режима чрезвычайного положения, когда угроза пандемии будет преодолена. Поэтому армянский истеблишмент стал осторожно говорить о национальном характере борьбы с эпидемией в надежде в очередной раз получить финансовую поддержку со стороны диаспоры, поскольку в условиях пандемии она не требует апробации. Это служит поддержанию имиджа власти и позволяет говорить об успехах консолидации этноса.