Диалог культур: кеманча и малийская кора
Читать на сайте Вестник КавказаИз-за коронавируса отменен ежегодный фестиваль Morgenland в немецком Оснабрюке, где с 2005 года собирались представители традиционных и альтернативных жанров музыки, но "Вестник Кавказа" предлагает своим читателям и зрителям познакомиться с диалогом культур, прозвучавшем на фестивале несколько лет назад. Участники диалога: играющий на малийской коре Тумани Дьябате и виртуоз кеманчи Кейхан Кальхор.
Малайская кора получила международное признание именно Тумани Дьябате, творчество которого объединило в себе фламенко, блюз и джаз с традиционной музыкой Мали. На фестивале Morgenland в 2016 году он сыграл Кейханом Кальхором, неоднократно заявлявшим, что музыка должна преодолевать культурные границы.
За свою долгую карьеру Кейхан Кальхор выступал с такими исполнителями, как иранские вокалисты Мухаммед Реза Шаджарян и Шахрам Назери, турецкий маэстро багламы (большой саз с семью струнами) Эрдаль Эрзинкан, американский струнный квартет Kronos Quarte, американский виолончелист китайского происхождения Йо Йо Ма. Как сообщает soloneba.com, в прошлом году Кейхан Кальхор несколько сместил акценты своего творчества от этно-классической традиции в сторону джаза, записав альбом с Rembrandt Frerichs Trio – трио известного джазового пианиста и композитора из Нидерландов Рембрандта Фрерихса. Тем самым великий кеманчист подтвердил свою репутацию мультижанрового исполнителя, способного скрестить древние мелодии с актуальными музыкальными течениями.
Кеманча, ареал распространения которой охватывает Кавказ, Малую Азию, Ближний Восток и Центральную Азию, обладает необыкновенно нежным, мягким и пленительным звучанием. Не звуки очаровывают слушателя, погружают его в раздумья. Не случайно основоположник азербайджанской профессиональной музыки Узеир Гаджибеков называл кеманчу самым мелодичным из музыкальных инструментов.