COVID-19 объединил ученых всего мира. Другие исследования приостановлены
Читать на сайте Вестник КавказаНикогда прежде столько исследователей по всему мира не уделяли столь пристального внимания одном вопросу. Почти все другие исследования были приостановлены. Все заняты исследованием COVID-19. The New York Times в материале Covid-19 Changed How the World Does Science, Together пишет, что Вашингтон и Пекин сделали из исследования коронавируса национальный императив, что спровоцировало разговоры о гонке биотехнологических вооружений. Но большинство ученых со всего мира удивлено подобными разговорами.
”Абсолютная нелепица”, - сказал Джонатан Хини, исследователь из Кембриджского университета, работающий над вакциной против коронавируса.
”Так не бывает”, - заявил Адриан Хилл, глава Института Дженнера в Оксфорде, одного из крупнейших исследовательских центров вакцин в академическом учреждении.
В то время как политические лидеры закрывают границы, ученые разрушают их, продвигая беспрецедентное глобальное сотрудничество. Исследователи говорят, что никогда еще столько экспертов во многих странах не сосредотачивались так быстро на одном вопросе. Почти все другие исследования были приостановлены.
Произошел отказ от таких нормативных требований, как академический кредит. Онлайн-репозитории делают исследования доступными на несколько месяцев раньше публикации в журналах. Исследователи идентифицировали и рассказали о сотнях последовательностей вирусного генома. Начато более 200 клинических испытаний, объединивших больницы и лаборатории по всему миру.
”Я никогда не слышал, чтобы ученые, действительно хорошие ученые говорили о национальности, - сказал доктор Франческо Перроне, возглавляющий клиническое исследование коронавируса в Италии. - Моя нация, ваша нация. Мой язык, ваш язык. Моя страна, ваша страна. Все это чуждо ученым высшего уровня”.
Вчера ученые из Питтсбургского университета обнаружили, что у хорька, подвергшегося воздействию частиц COVID-19, поднялась температура – это шаг к тестированию вакцины на животных. При обычных обстоятельствах ученые из Питтсбурга начали бы работу над статьей для академического журнала. ”У нас будет время для публикаций, - сказал Пол Дюпрекс, вирусолог, исследующий вакцины в университете. В течение двух часов он поделился результатами с учеными со всего мира на видеоконференции Всемирной организации здравоохранения. "Это же просто невероятно, да? Все лишнее отсекается и вы вносите свой вклад в глобальные усилия”, - говорит вирусолог.
Для Дональда Трампа, беззастенчиво провозгласившего, что ”Америка прежде всего”, доктор Дюпрекс и другие американские ученые представляют единственную надежду мирового сообщества на получение вакцины. ”У Америки получится”, - заявил президент. Но наклеить ярлык ”сделано в США” на научные исследования не так просто.
Лаборатория доктора Дюпрекса в Питтсбурге сотрудничает с парижским институтом Пастера и австрийской фармацевтической компанией Themis Bioscience. Консорциум получает финансирование от Коалиции за инновации в сфере готовности к эпидемиям, норвежской организации, спонсируемой Фондом Билла и Мелинды Гейтс и группой правительств, и ведет переговоры с Индийским институтом вакцинологии, одним из крупнейших производителей вакцин в мир.
Исследователи вакцин в Оксфорде недавно использовали результаты испытаний на животных, предоставленные лабораторией ”Роки Маунтин” при Национальном институте здравоохранения в Монтане.
Французский исследовательский центр общественного здравоохранения Inserm спонсирует клинические испытания четырех препаратов, которые могут помочь в лечении пациентов с Covid-19. Испытания ведутся во Франции с планами быстрого распространения на другие страны.
В некотором смысле ответ на коронавирус отражает тот факт, что медицинское сообщество давно уже международное по своей сути. В Массачусетской больнице команда докторов из Гарварда проверяет эффективность вдыхаемого оксида азота у пациентов с коронавирусом. Исследование проводится совместно с больницей Xijing в Китае и рядом больниц в северной Италии. Врачи в этих центрах сотрудничают в течение многих лет.
До коронавируса ни одной эпидемии или научной загадке не удавалась настолько увлечь научное сообщество. Это отражает масштабы пандемии и тот факт, что для многих исследователей горячая точка больше не какая-то бедная деревня в развивающемся мире, а их родные города.
”Мы играем на своем поле, - сказал профессор Хилл из Оксфорда. Он работал над вакцинами против лихорадки Эбола, малярии и туберкулеза, заболеваний, которые были наиболее распространены в Африке. - Вспышка коронавируса происходит прямо у нас на глазах”.
Ряд ученых считает, что самым близким сравнением с текущим периодом может быть разгар эпидемии СПИДа в 1990-х годах, когда ученые и врачи по всему миру объединились для борьбы с болезнью. Но современные технологии и темпы обмена информацией не сравнимы с теми возможностями, что были три десятилетия назад.
На практике у ученых-медиков сегодня нет иного выбора, кроме как изучать коронавирус, если они вообще хотят работать. Большинство других лабораторных исследований было приостановлено из-за социальных ограничений, изоляции или необходимости работать из дома.
Пандемия разрушает секретность, которая пронизывает академические медицинские исследования, сказал доктор Райан Кэрролл, профессор медицины из Гарвардского университета, участвующий в исследовании коронавируса. Масштабные, уникальные исследования могут открыть путь к грантам, продвижению по службе и увеличению срока пребывания в должности, поэтому ученые часто работают в тайне, скрывая данные от потенциальных конкурентов, сказал он.
”Способность работать совместно, отказываясь на время от личного академического прогресса, возникла потому, что это вопрос жизни и смерти”, - добавил профессор.
Примером открытости могут служить сервера medRxiv и bioRxiv. Это два онлайн-архива, где ученые размещают научные исследования прежде, чем они будут рассмотрены и опубликованы в журналах. Архивы были завалены исследованиями коронавируса со всего мира. Китайские исследователи также внесли значительный вклад в исследования коронавируса, имеющиеся в архиве. В январе китайская лаборатория обнародовала первоначальный вирусный геном, который стал основой для испытаний коронавируса во всем мире. Некоторые из наиболее перспективных клинических испытаний отталкиваются от ранних китайских исследований болезни.
Лишь немногие регионы мира не зафиксировали вспышку вируса. В прошлом году Джамал Ахмадзаде, эпидемиолог из Университета Урмия в Иране, предупредил, что миру нужна система быстрого оповещения в ответ на ближневосточный респираторный синдром, другой коронавирус. Ни одна страна не застрахована, писал он. На прошлой неделе он заявил, что для победы над болезнью требуется обмен информацией между лабораториями и странами по всему миру.
Даже ученые, работающие в областях, не связанных с инфекционными заболеваниями, были привлечены к работе. Доктор Перроне, руководящий клиническим исследованием иммунодепрессанта тоцилизумаба в Италии, является специалистом по раку. Он привлечен в виду его опыта проведения клинических испытаний для Национального института рака в Неаполе.
Доктор Перроне сказал, что пандемия коронавируса может сделать медицинскую науку более гибкой после того, как чрезвычайная ситуация будет преодолена. Спустя десять дней после того, как исследователи заговорили об испытаниях, обычно трудоемкий процесс одобрения правительством был завершен, и врачи начали набирать пациентов. ”Пусть это будет уроком на будущее”, - сказал он.
Пока Трамп восхваляет американское фармацевтическое мастерство, а такие корпорации как Pfizer и Johnson&Johnson объявили о финансировании исследования вакцин против коронавируса, крупнейшие фармацевтические предприятия сосредоточены на создании лекарств, которые они смогут продавать на протяжении многих лет в богатых странах, а не в течение кризисного периода в развивающимся мире. Исследования вакцин были признаны недостаточно прибыльными.
Например, когда в 2014 году Эбола привлекла внимание всего мира, фармацевтические гиганты, занимавшиеся разработкой вакцины, понесли значительные потери. Вакцина, первоначально разработанная канадской правительственной лабораторией и продаваемая компанией Merck, была одобрена для продажи только в прошлом году, спустя несколько лет после того, как эпидемия прекратилась.
”Конечно, идет конкурентная борьба. Это свойственно человеку, - сказал д-р Яздан Язданпана, инфекционист из Inserm. - Важно найти решение для всех, и единственный способ - сотрудничество”.