Семь фактов о выборах в Израиле
Читать на сайте Вестник КавказаВо вторник в Израиле прошли досрочные выборы в Кнессет 23-го созыва, и после подсчета 97% голосов стало ясно, что лидирующая на выборах партия "Ликуд" и. о. премьер-министра Биньямина Нетаньяху сохраняет лидерство. Вчера Нетаньяху договорился с лидерами нескольких правых партий сформировать коалицию. Как отмечает New York Times в материале Israel’s Election: 7 Takeaways, если результаты не изменятся, ни у одного блока не хватит мест для большинства в парламенте, даже у Нетаньяху. Все внимание будет обращено на Авигдора Либермана, лидера не вступившей ни с кем в альянс ультранационалистической партии, от которой будет зависть баланс сил.
Политическая система Израиля находится в тупике
Однако намерения Либермана неясны. Как светский сторонник жесткой линии, он опасается вступать в коалицию с некоторыми ортодоксальными союзниками Нетаньяху. Ранее он также отказывался входить в число тех, кого поддерживают арабские законодатели. Тем не менее вчера он исключил принуждение Израиля к четвертым выборам в течение года. ”Не уверен, что он знает, как ему поступить”, - сказал Авраам Дискин, профессор политики в Еврейском университете в Иерусалиме. Если Либерман откажется присоединиться к какой-либо из сторон, Нетаньяху сможет сформировать коалицию с перебежчиками из партии центриста и бывшего начальника Генерального штаба Армии обороны Израиля Бени Ганца. Два блока могут даже формально создать правительство национального единства, хотя переговоры по этому вопросу после нескольких прошедших выборов провалились. Если затянется патовая ситуация, через несколько месяцев Израилю вновь придется провести выборы.
Израильтяне разделены по партиям, но склоняются к правым, когда речь заходит о палестинцах
В каком-то смысле выборы еще раз подчеркнули сохраняющиеся разногласия в израильском обществе. Хотя Нетаньяху опережает оппонентов, взгляды двух избирательных блоков страны - один из них преимущественно религиозный и консервативный, а другой - светский и сравнительно центристский - существенно не изменились. Но одна тема объединила многих избирателей: подход Израиля к отношениям с палестинцами. И Нетаньяху, и Ганц заявили о поддержке предложенного президентом США Дональдом Трампом решения израильско-палестинского конфликта, которое правозащитные организации осудили за пренебрежение палестинскими интересами и аннексию значительной части Западного берега.
Многие готовы проголосовать за лидера, которому предъявлено обвинение
Через две недели Нетаньяху должен предстать перед судом по обвинению в коррупции: впервые в истории действующий премьер-министр Израиля окажется на скамье подсудимых. Ганц сделал обвинения в отношении Нетаньяху центральными в своей предвыборной кампании, утверждая, что израильтянам предстоит выбрать между предполагаемым клептократом и человеком высоких моральных принципов, который сможет укрепить демократию страны. Но количество голосов, отданных за Нетаньяху, похоже, возросло почти на пять пунктов с момента предыдущих выборов в сентябре, то есть судебное разбирательство в его отношении не беспокоит критическое большинство избирателей. ”Обычные люди не восприняли серьезно этот аргумент”, - заявил на телешоу Давид Амсалем, депутат от партии Нетаньяху.
Конституционный кризис не исключен
Согласно израильскому законодательству неясно, может ли кто-либо, обвиняемый в коррупции, легально сформировать правительство. В январе Верховный суд перенес принятие решения в отношении этой проблемы, утверждая, что вопрос гипотетический. Но теперь гипотеза становится реальностью, и суд почти наверняка окажется втянутым в конституционный кризис, который Нетаньяху может представить как попытку неизбираемой судебной власти помешать выбору народа. Если в конечном счете Нетаньяху сформирует правительство большинства, он может попытаться ослабить эффект судебного разбирательства, отменив уголовную ответственность за действия, в которых он обвиняется, или обеспечив себе иммунитет. ”Будет ли у него достаточное большинство, чтобы избежать суда?- задается вопросом Гади Вольфсфельд, политолог из Междисциплинарного центра в Герцлии, частного исследовательского колледжа. - Если у него будет правительство, с которым ему удастся избежать наказания, то мы утратим то, что сделало Израиль настоящей демократией”.
Арабские партии стали главной силой
Арабы составляют около 20% израильского электората, но исторически они играли незначительную роль в израильском парламенте. Теперь ситуация изменилась. Объединенный список, альянс арабских групп, скорее всего, станет третьей по величине партией с рекордными 15 местами. Сообщалось о высокой явке избирателей в районах с арабским большинством, поскольку жители использовали выборы, чтобы выразить ярость по поводу плана Трампа, по которому несколько израильских арабских городов должны быть переданы будущему палестинскому государству. Объединенный список был также поддержан левыми евреями, считающими, что традиционные левые партии страны потеряли свое могущество. ”Я голосовала за левые партии в течение многих лет, - сказала 73-летняя Джудит Познер, впервые отдавшая своей голос за Объединенный список в Иерусалиме. - На этот раз я решил голосовать по-другому”.
У Нетаньяху серьезный опыт в проведении выборных кампаний
Нетаньяху было непросто проводить предвыборную кампанию, но перед голосованием ему удалось помешать Ганцу определить условия дебатов. Нетаньяху переключил внимание общественности со своих обвинений в коррупции на слухи о личной жизни Ганца, утечку записи разговора одного из советников Ганца и серию серьезных правительственных мер в ответ на коронавирус. ”Совершенно очевидно, что Нетаньяху гораздо опытнее в проведении политической кампании, чем Ганц”, - сказал Вольфсфельд.
Израильтяне не утратили веру в политику
В преддверии третьих выборов в Израиле менее чем за год возникли опасения, что явка избирателей резко упадет на фоне неудачного предыдущего опыта и беспокойства по поводу заражения коронавирусом (во вторник в стране было зарегистрировано 12 подтвержденных случаев). Но явка выросла до 71% с 69,8% в сентябре, что стало вторым показателем в новом столетии. Эксперты предположили, что коронавирус повлиял на то, что многие израильтяне остались в стране в день выборов. Другие связывают рост явки с более активным участием арабов.