Как США помогают Узбекистану
Читать на сайте Вестник КавказаВ Центральной Азии американские пакеты финансовой помощи традиционно всегда были меньше по сравнению с теми, которые Вашингтон предоставляет Афганистану или Кавказу, пишет The Diplomat в материале US Pledges $2 Million to Uzbekistan. Госсекретарь США Майк Помпео посетил Ташкент в начале февраля, чтобы встретиться со своим коллегой, министром иностранных дел Узбекистана Абдулазизом Камиловым и президентом Шавкатом Мирзиевым, а также принять участие во встрече С5+1, на которой собрались министры иностранных дел пяти стран Центральной Азии и США.
В ходе двусторонней встречи между США и Узбекистаном Помпео пообещал Ташкенту помощь в размере двух миллионов долларов. Сумма сама по себе выглядит скромно по сравнению со средствами, которые недавно обещали предоставить российские и китайские лидеры (Китай подписал соглашения на сумму более $10 млрд в 2017 году, а Россия - на $25 млрд в 2018 году).
Однако это не означает, что общий пакет финансовой помощи США будет ограничен $2 млн. По словам Помпео, в 2019 году стоимость американских государственных проектов в Узбекистане составила $100 млн (половина этой суммы была выделена на реформу сектора образования).
При детальном рассмотрении общей помощи, предоставляемой США региону, становится очевидно, что более крупные американские инвестиции направляются не через прямые механизмы помощи. Проекты категории ”правительственные” лишь малая часть пирога. Значительная финансовая помощь США поступает через многонациональные банки развития, такие как Всемирный банк и другие, в которых Вашингтон является крупнейшим держателем акций. С момента обретения независимости государствами Центральной Азии этот механизм предоставил $50 млрд в виде займов, грантов и гарантий из общей суммы в $91 млрд, потраченных США в регионе.
Другая часть общей американской помощи в размере $91 млрд поступила через механизм прямых иностранных инвестиций и составила $31 млрд (Казахстан является крупнейшим получателем в этой категории). Через последний механизм, используемый правительством США, в 2019 году Узбекистан получил $100 млн и в этом году получит еще $2 млн. Помощь в рамках этого механизма обычно осуществляется Агентством США по международному развитию (USAID). В общем сложности Вашингтон потратил $9 млрд через этот механизм.
Помощь в размере $2 млн, которую Помпео пообещал предоставить в ходе своей поездки, хотя и невелика, указывает на новый этап в отношениях США и Узбекистана. Один миллион был обещан на техническую помощь для развития рынков капитала и еще один - на проекты в области торговли и связей между Узбекистаном и Афганистаном.
Недавно в Узбекистане Агентством по развитию рынков капитала была инициирована реформа рынков капитала. По словам главы агентства Атабека Назирова, развитие рынков капитала в Узбекистане позволит стране привлекать иностранные инвестиции помимо банковских кредитов путем продажи облигаций и акций на мировом рынке. Продажа первых облигаций на сумму в миллиард долларов началась в 2019 году. Еще недавно невозможная в условиях Узбекистана до 2016 года сделка стала шагом к созданию системы с современными рынками капитала, которая привлечет иностранные инвестиции и международных игроков на рынок Узбекистана, а также повысит ликвидность банков.
Цель второго пакета инвестиций США в размере миллиона долларов, направленного на развитие торговли и связей между Узбекистаном и Афганистаном, не так очевидна, но офис USAID в Узбекистане сообщил, что деньги необходимы для оценки торговых возможностей между Афганистаном и Узбекистаном, разработки законодательства для содействия торговым отношениям и обучения студентов из Афганистана. Для Ташкента этот проект является признанием его роли в процессе восстановления Афганистана.
Государства Центральной Азии всегда были на обочине интересов США, и прямая помощь Вашингтона этим страна меркнет на фоне многомиллиардных инвестиций России и Китая. Тем не менее более широкий взгляд на другие инвестиционные механизмы с участием США необходим, чтобы понять природу участия страны в регионе. Как оказалось, крупные инвестиционные проекты в области инфраструктуры финансируются транснациональными банками развития, в которых доминируют США.