Ялчин Адигезалов: "Леонид Вайнштейн - один из самых талантливых учеников Кара Караева"
Читать на сайте Вестник КавказаМузыкальный театр "Геликон-Опера" готовит российскую премьеру оперы "Золушка" азербайджанского композитора Леонида Вайнштейна, которая впервые была поставлена на сцене Азербайджанского академического Театра оперы и балета в 1985 году. 35 лет спустя на подмостках ”Геликон-опера” сказка вновь оживет: тыква превратится в сверкающую карету, мыши - в лошадей, а Золушка - в принцессу. Об опере и о ее создателе "Вестнику Кавказа" рассказал дирижер-поставщик Ялчин Адигезалов.
- Готовится премьера оперы ”Золушка” Леонида Вайнштейна. Что нужно знать российскому зрителю про этого композитора и эту оперу?
- Леонид Вайнштейн - один из самых талантливых учеников Кара Караева, который, в свою очередь, был одним из любимых учеников Дмитрия Шостаковича. Дмитрий Дмитриевич не раз бывал в Азербайджане и называл всех учеников Караева своими внуками. Все они были разносторонне одаренные, каждый по-своему, но всех их отличала высокая профессиональная подготовка. Это очень серьезные профессиональные композиторы, мастера своего дела. Иначе у Кара Караева в классе просто и быть не могло.
В 1950-1960-е годы наступил ренессанс композиторский школы Азербайджана. Один за другим стали вспыхивать звезды. Но Леониду Вайнштейну удалось сохранить свой узнаваемый стиль. Это очень талантливый, яркий, очень профессиональный композитор, в музыке которого (и в ”Золушке” тоже) сохранены восточные интонации. Он не дожил и до 50 лет, но его музыка будет жить, поскольку идет от сердца, а не от головы.
- Если говорить конкретно про "Золушку", то как она сделана?
- Это замечательная вечная сказка. К теме Золушки обращались на протяжении многих веков, и надо было быть достаточно смелым человеком, чтобы взяться за нее снова и написать такую замечательную оперу. Все персонажи оперы характерные. Оркестр яркий, насыщенный, с роялем, с клавесином, с арфой.
Наши режиссеры во главе с Ильей Ильиным подготовили нечто необычное и очень красивое. Будут использованы современные технологии 3D. Я благодарен руководству театра во главе с Дмитрием Бертманом, который задумал преподнести такой подарок москвичам и увековечить память нашего большого композитора.
- От Бертмана исходила инициатива?
- Конечно. Все инициативы в ”Геликоне” исходят от Бертмана.
- Какое место занимает ”Золушка” в творчестве Леонида Вайнштейна?
- Это серьезный композитор, очень профессиональный, поэтому он не делал разницы между жанрами. Самый сложный жанр для композитора - песня. Так говорил мой отец (азербайджанский композитор Васиф Адигезалов, - прим. ред.). Написать песню, которую народ воспринимает, запоминает, любит, даже иногда думает, что это народная песня, - самая высшая похвала для композитора. Леонид Вайнштейн нашел свой путь, он нашел свою мелодию, нашел свой стиль, и тем он ценен для нас всех.
- Опера сложная для исполнения?
- Она не детская. Это профессиональное полотно, профессиональный опус, сделанный по всем законам жанра, в двух актах, в четырех картинах. Очень динамично все выписано. Самое главное - много запоминающихся мелодий. Для нас очень ответственно и очень радостно, что это происходит именно в Москве.
- Вы здесь выступали раньше?
- Мы дружим с ”Геликоном” давно, больше 20 лет. В 2000 году появилась возможность и счастье общения с этим замечательным коллективом. Мы делали вместе и ”Евгения Онегина”, и ”Кармен”. ”Геликон” неоднократно приезжал в Баку на гастроли, привозил ”Мнимую садовницу”, ”Травиату”, ”Летучую мышь”. Был замечательный цикл из пяти спектаклей ”Пиковая дама” в юбилейный год Петра Ильича Чайковского. Здесь у нас много друзей, мы их любим и всегда ждем в Баку.