В студии "Вестника Кавказа" побывал член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Амурской области Юрий Кушнарь. Одной из главных тем беседы стали меры, принимаемые в этом дальневосточном регионе с целью наведения порядка в сфере недропользования.
"Я бы не сказал, что это какая-то очень острая проблема. Скорее это проблема больших размеров. Дальний Восток настолько слабо заселен и настолько он большой, что проконтролировать незаконное недропользование крайне сложно. Даже если удается выявить такие факты, то те меры, которые предусмотрены ныне действующим законодательством, в частности Административным кодексом, незначительны. То есть они не побуждают к законопослушному пользованию недрами всех участников этого процесса. Но я бы не сказал, что это на самом деле приносит какие-то колоссальные убытки для страны,. Тем более что во многих смыслах порядок уже наведен", - описал ситуацию в этой сфере он.
"Тем не менее мои коллеги из законодательного собрания Амурской области вышли с инициативой, которая сейчас рассматривается в Госдуме, а недавно уже обсуждалась нами в Совете Федерации. В этом законопроекте речь идет об усилении ответственности за подобные правонарушения. Повышаются размеры штрафов и вводится еще одна санкция за незаконное недропользование - это конфискация орудия, с помощью которого ведется незаконное недропользование. Скорее это направлено на добычу общераспространенных полезных ископаемых, потому что такие полезные ископаемые, где нужны сложные технологии, конечно, разрабатывать очень сложно. На самом деле, вряд ли возможно добывать незаконно золото в каких-то больших объемах. Там, где незаконно добывают золото, это делается в очень незначительных размерах", - сказал сенатор.
При этом он отметил, что с инициативами в этой сфере выступают не только представители его региона. "Наши коллеги из Магадана давно уже бьются за то, чтобы легализовать этот незаконный оборот путем выдачи разрешений в упрощенном порядке, но не на промышленного характера месторождениях, а на месторождениях незначительных, малых, до 10 кг, если мне память не изменяет. И все, кто сегодня заинтересован в этом, могли бы, получив такие разрешения, работать на конкретном участке уже легально, ни от кого не скрываясь. И, самое главное, для них это было бы, конечно, гораздо удобнее, выгоднее, потому что они бы не нелегально продавали это золото или любые другие полезные ископаемые, а сдавали бы их так, как сдает любой недропользователь легальный", - поведал Кушнарь.
"Я думаю, что это на самом деле выход, потому что помимо того, что некоторые недобросовестные граждане незаконно добывают полезные ископаемые, в частности золото, воровство есть и у тех, кто легально работает на приисках, в артелях, в организациях, которые добывают, в частности, рассыпное золото. Раньше оно было в гораздо больших масштабах, сейчас, если факты такие встречаются, то они носят эпизодический характер. И тем не менее, оно есть. Этот законопроект давно рассматривается, мне кажется, он до сих пор еще сырой, я сам совсем недавно видел к нему замечания. Я думаю, что еще надо над ним серьезно работать. Но если он будет принят, он эту проблему решит", - считает он.
В этой связи представитель Амурской области в Совфеде напомнил о природных богатствах этого региона и его соседей. "Там множество полезных ископаемых. Есть золото, и мне это близко, потому что я в течение долгих лет работал с золотодобывающими компаниями, которые занимаются как рассыпным золотом, так и рудным. Могу сказать, что рассыпное золото, конечно, уже заканчивается. Если оно есть, то, наверное, его объемы уже не столь значительные. А рудное золото есть, оно сосредоточено в направлении севера, северо-востока Амурской области и дальше на север Хабаровского края. Там белое пятно. Никто эту местность не изучал, а вот зайти туда можно только из Амурской области по той дороге, на которой в настоящее время строится мост через реку Селемджа. Ее в значительной мере и по сей день содержит добывающая компания "Петропавловск", компания, которая занимается добычей. Север Хабаровского края - это местность между Магаданской областью и Амурской областью. Если в Магадане есть золото, и в Амурской области есть золото, то наверняка оно есть и на этом кусочке севера Хабаровского края. Это огромная, обширная, золотоносная провинция", - резюмировал Юрий Кушнарь.