На сайте Конгресса США опубликован обновленный законопроект, который предусматривает введение дополнительных санкций против России.
Авторами документа под названием Defending American Security from Kremlin Aggression Act of 2019 является группа сенаторов - республиканцы Линдси Грэм и Кори Гарднер, а также демократы Боб Менендес, Бен Кардин и Джин Шахин. О его представлении стало известно 13 февраля. Базовые положения законопроекта уже известны, в основном они фигурировали и в прошлогодней версии, хотя часть по сравнению с первой редакцией видоизменилась, отмечает "Интерфакс".
Авторы законопроекта, в частности, предлагают ввести запрет на сделки с новым суверенным долгом РФ (выпущенным министерством финансов, Центробанком, Фондом национального благосостояния, любым финансовым институтом от лица Российской Федерации) дюрацией (длительностью) более 14 дней. Запрет должен начать действовать через 90 дней после вступления закона в силу.
Под санкции должны подпасть российские финансовые институты, которые, согласно оценке президента США, так или иначе поддерживали "вмешательство российского правительства в демократические процедуры или выборы в любой стране за пределами РФ".
Кроме того, сенаторы предлагают ввести санкции, направленные на инвестиции в российские СПГ-проекты за пределами РФ. Под запрет попадают вложения в проекты стоимостью от $1 млн (или от $5 млн суммарно на протяжении 12 месяцев). "Северный поток-2" в документе не упоминается.
Согласно инициативе, через полгода после вступления закона в силу должны быть введены санкции в отношении российских "политических фигур, олигархов и других лиц, которые способствуют незаконным и коррупционным действиям, прямо или косвенно, от лица президента Владимира Путина".
В ответ на действия России на Украине авторы документа предлагают также ввести ограничения против кораблестроительного сектора РФ.
В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко в первую очередь отметил, что это законопроект, который почти наверняка еще будет корректироваться.
"Если пользоваться формулой Станиславского, есть сверхзадачи и задачи. Так вот для американцев характерен принцип сверхзадач. Они выдвигают по максимуму, поскольку понимают, что для того, чтобы добиться то, чего они хотят, придется где-то уступить, где-то подкорректировать. Большинство сходится во мнении, что главным в данном законопроекте является нефть, то есть СПГ. Потому что Россия - о серьезный конкурент. Тем более, что американцами она только в таком виде и может перевозиться. Соответственно, очень быстрое освоение этой отрасли в России их беспокоит", - поведал эксперт.
По его мнению, это подтверждается еще и тем, что в последние дни в рамках твиттерной дипломатии президент США Дональд Трамп как раз выражал беспокойство по поводу того, что цены на нефть не отвечают американским интересам. "Поэтому многие наблюдатели и эксперты сходятся во мнении, что, наверное, одна из целей законопроекта заключается в том, чтобы оказать влияние на развитие отрасли СПГ в России. В более широком плане это попытка в целом задержать наше движение", - пояснил старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН.
Также он обратил внимание на то, что здесь есть попытка продолжить вмешательство в украинские дела. "Нас все время пытаются представить в качестве стороны в тех неурядицах и разрухе, которые присутствуют на Украине. Это последовательная линия США и Запада. Я думаю, что этот пункт по Украине нацелен на то, чтобы поддержать кандидатуру Порошенко на предстоящих выборах. Скорее всего, он тоже будет принят", - считает эксперт.
Говоря о возможных последствиях этих санкций, он подчеркнул, что их не стоит как недооценивать, так и переоценивать. "Во-первых, у нас уже есть определенный опыт работы с санкциями. Во-вторых, мы в своих планах учитываем то, что они могут. Но недооценивать их нельзя, потому что они действительно сковывают нас в маневрах во многих вещах, затрудняют нам общение, затрудняют те мероприятия, которые мы проводим внутриэкономические и внешнеэкономические. Это фактор, который надо изучать. С ним надо работать, и ему препятствовать", - заключил старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН.
Со своей стороны бывший заместитель председателя Центробанка, завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС Константин Корищенко обратил внимание, что это документ пока имеет статус только законопроекта. "Как прошлый законопроект не дошел до принятия, так и этот имеет все шансы не дойти. А нормы, которые туда добавлены, в принципе, кроме ограничения по СПГ, во всем остальном, в общем, плюс-минус, те же самые", - отметил эксперт.