Турция не станет отправлять сухопутные войска в Сирию для уничтожения боевиков террористического "Исламского государства", однако обязуется поддерживать с воздуха борьбу с ИГ умеренной сирийской оппозиции, заявил сегодня турецкий премьер-министр Ахмет Давутоглу, комментируя турецко-американское соглашение о военной помощи сирийским оппозиционерам.
"Если мы не собираемся отправлять сухопутные войска на место, а мы этого делать не будем, тогда эти силы, действующие как сухопутные войска, должны быть под защитой", — сказал он, добавив, что Турция против терроризма в любой форме, а также против президента Сирии Башара Асада.
В связи с этим Давутоглу сообщил, что Анкара не станет рассматривать сирийских курдов как угрозу, "если они не будут вызывать опасения Турции, прервут все отношения с Асадом и будут сотрудничать с оппозиционными силами".
По оценке экспертов, данным соглашением о военной помощи борющимся с ИГ силам Турция дала адекватный ответ на недавний теракт в Суруче. Доцент факультета международных отношений Университета экономики и технологий ТОББ (Анкара) Тогрул Исмаил полагает, что принятие такого решения обусловлено "политической ситуацией в стране и международной обстановкой".
"Дело в том, что Турция в этот раз уже напрямую стала жертвой агрессии ИГ. Если помните, даже когда вооруженные силы Сирии сбили турецкий самолет, Турция дала адекватный отпор. То же самое мы наблюдаем и сейчас – дается адекватный отпор тем, кто напал на Турцию. Но здесь, конечно, надо учитывать и международную ситуацию. Анкара, по всей видимости, уже договорилась со своими союзниками, ведь ИГ является серьезной угрозой для всего региона. Сейчас ведутся бомбардировки не только позиций боевиков "Исламского государства, но и других террористических организаций, например, "Рабочей партии Курдистана", то есть проводится полномасштабная антитеррористическая операция, направленная против всех террористов в том числе и внутри страны", - подчеркнул эксперт.
При этом политолог отметил, что в Анкаре "понимают, что разрешить проблему одними силами Турции невозможно". "Поэтому здесь есть необходимость всяческой поддержки со стороны других партнеров, которые заинтересованы в регионе – таких, как США, Россия и даже Иран. Учитывая интересы этих государств, можно добиться спокойствия в регионе. По сирийской проблематике эти страны должны найти общий язык, и только в этом случае можно положить конец террору. Я считаю, что Турция имеет богатый опыт проведения подобных операций, но одними бомбардировками решить проблему террора невозможно. Здесь нужны другие методы, самое главное – вовремя пресечь вылазки террористов, не дать возможности создания для них социальной базы внутри страны", - резюмировал Тогрул Исмаил.
В свою очередь, политолог Хакан Аксай склонен связывать подобное решение Анкары с ситуацией внутри Турции. "Эрдоган после выборов 7 июня не может полностью контролировать ситуацию, потому что его партия не способна править единолично, так что он хочет новых выборов. А новые выборы, возможно, дадут те же результаты, что и июньские, в связи с этим необходимо изменить ситуацию в Турции, главным образом, ослабить позиции курдов и партию НДП, которую возглавляет Селахаттин Демирташ", - сказал он.
"Бомбардировки в Сирии и Ираке, несмотря на заявления, - это часть плана, на мой взгляд. С одной стороны, Турция действует вместе с США против исламских радикалов, по мнению некоторых специалистов, преимущественно против курдов в Ираке. С другой стороны, в самой Турции начались операции и государственная пропаганда против легальной партии курдов, НДП. Это все, вероятно, части единого целого, попытки власти за несколько месяцев изменить ситуацию, дабы курды перестали быть сильными конкурентами "Партии справедливости и развития" и та могла получить более 50% голосов и спокойно властвовать. Но это очень опасные планы, которые принесут смерть очень многим", - опасается эксперт.
При этом он осторожно оценивает возможные последствия действий Анкары. "В военном плане, я думаю, больших результатов в Сирии не будет. Но в политическом плане в Турции очень многое может измениться, потому что РПК, курдская террористическая организация, возобновила свою террористическую деятельность в Турции, спровоцировала власти. Сейчас в Турции творится сущий кошмар: с одной стороны, различные операции властей против левых и курдов, с другой стороны, теракты РПК. Теперь все опасаются угрозы с третьей стороны, дальнейшей активизации "Исламского государства. В этом плане Турция переживает очень трудные времена", - посетовал политолог.
Что касается борьбы с радикальными исламистами, то, по мнению эксперта, долгое время Турция закрывала глаза на их деятельность. "Они очень легко переходили границу в сторону Сирии и обратно. Они лечились в Турции, а потом продолжали войну. И в Турции очень много писали об этом, и международные источники много говорили о том же. Но сейчас Турция поняла, что не может справиться с ИГ, тем более, что было совершено несколько террористических актов, в том числе последний 20 июля в Суруче, в результате которого 32 человека погибли, больше 100 ранены. Сыграло свою роль и давление международных сил, главным образом США. Поэтому Турция решила пойти на какие-то шаги, но я не уверен, насколько решительно она будет бороться с ИГ. Это все под вопросом", - заключил Хакан Аксай.