Вестник Кавказа

В Третьяковке открыли "Солнце в зените" Таира Салахова

В Третьяковской галерее сегодня прошел предпоказ персональной выставки выдающегося азербайджанского художника, классика живописи, продолжающего работать и по сей день, - Таира Салахова, который вошел в историю как мастер "сурового стиля". Выставка продлится до 20 марта.

Как заявила на открытии генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, этот проект очень правильный, очень важный и очень нужный. "Выставка называется "Солнце в зените", и я думаю, что это верное название для этого проекта. Эта выставка на самом деле - часть той серьезной большой программы, которую мы собирались развернуть в своих стенах в ближайшее время. Эта программа направлена на то, чтобы вновь открыть то, что было закрыто. Я имею в виду, что многие забыли искусство 60-х, 70-х и 80-х годов. С сегодняшней точки зрения важно понять, что это была одна из самых значительных эпох в истории отечественного искусства XX века, что ведущие художники 60-х-80-х, к которым принадлежит Таир Теймурович Салахов, работавшие в рамках того, что тогда называли социальным искусством, на самом деле, невероятно точно, выразительно, сложно, глубоко отразили свое время. Важен момент переоценки того, что делали советские документалисты. Мы прекрасно понимаем, что такие фильмы, как "Застава Ильича", - это абсолютные шедевры кинематографа, которые сопоставимы с тем, что делали величайшие художники, работавшие на Западе", - приводит ее слова корреспондент "Вестника Кавказа",

Гендиректор Третьяковки отметила, что творчество Таира Салахова, так же как и Виктора Попова, Юрия Коршунова, представляет собой чрезвычайно значимый пласт отечественной культуры. "Мы сделали выставку для того, чтобы представить и художника, и то время, которое он невероятно точно отразил. А это огромный хронологический диапазон. Это 50 лет работы с конца 50-х годов до работ конца 2000-х. Причем это "оттепель", это "суровый стиль", это сложные раздумья 70-х, это изменение творческой манеры 80-х и 90-х, это художник, который жил, менялся и очень точно откликался на время", - поведала Трегулова.

Она напомнила о роли, которую Таир Салахов играл в то время, когда современное западное искусство было практически недоступно для жителей СССР: художник организовал серию ретроспектив величайших художников того времени. "Я помню, как я прорывалась на эти выставки. Я помню, как у меня дрожали руки, когда я подходила к Роберту Раушенбергу за автографом, я помню, каким потрясением были работы Фрэнсиса Бэкона, мы не видели ничего подобного. Это моделировало наше сознание. Это были блистательные выставки, и тем, что мы стали частью мирового художественного процесса, мы во многом обязаны Таиру Теймуровичу", - подчеркнула руководитель Третьяковской галереи.

"Мы работали над этой выставкой очень быстро, в течение 10 месяцев, мы мобилизовали для этого лучшие силы. Я очень признательна куратору выставки Ольге Полянской, которая сделала прекрасную работу и которая написала замечательный текст в каталоге выставки. Я очень признательна Таиру Теймуровичу за его позицию, когда он сказал: "Делайте, как вы считаете нужным". Мы так сделали. Судить о том, что получилось, вам", - заключила Зельфира Трегулова.

Сам художник в своем выступлении выразил благодарность всем, кто организовал его выставку. "Сегодня для меня радостный день, потому что в стенах Третьяковского музея, в храме русского искусства приветствуют советское искусство, и сегодня состоится моя персональная выставка. Я выражаю самую сердечную благодарность директору Третьяковской галереи и всем ее сотрудникам, начиная с ученого совета и кончая сотрудниками, которые занимались развешиванием этих работ. Я пришел сюда сегодня, и я был удивлен. За три дня непросто сделать такую выставку. Я был удивлен и тем, как тонко продумано расположение работ на экспозиции, как хорошо все скоординировано. Моя выставка украсила Третьяковскую галерею, и я счастлив и рад", - заявил он.

"Здесь встретились классики великого русского искусства, классики советского искусства. Здесь состоялись персональные выставки замечательных художников из-за рубежа. Поэтому я счастлив, что я сегодня нахожусь в этом зале", - подчеркнул Таир Салахов.

Художник выразил благодарность своим учителям, которые стали его отцами в искусстве, а именно Поладу Мирзазаде, Борису Коржевскому, а также его современникам Евгению Коржину, Виктору Ямайлову.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" Таир Салахов рассказал, что прекрасные картины порой возникают как будто по воле случая, и нельзя объяснить, как родился их замысел, приведя в пример портрет "Айдан". "Я работал совершенно над другими работами. Мы жили в Доме художника на Проспекте Строителей в городе Баку. Вдруг ко мне постучались. Я увидел Айдан в белом пальто. Ей подарили лошадку. И она зашла, увидела лошадку и села. И я написал, как она сидит. Я два-три дня работал над этой вещью. Вы знаете, это не объяснить. Иногда случай может дать повод для того, чтобы эта работа была вечной. Говорят, Суриков увидел ворону на снегу и написал "Боярыню Морозову"", - поделился он.

Живописец поведал и об истории портрета Мстислава Ростроповича. "Ростроповича я увидел на двухсотлетии французской Академии искусств, он давал концерт, и я впервые услышал его там, в Париже. Тогда я сделал первые наброски. Прошло около 10 лет, был 1995 год, Ростропович приехал в Баку, и меня снова потянуло к нему. Я был на всех мастер-классах. И он согласился мне попозировать. Он сказал приезжать в 7 утра, но я на 15 минут опоздал, потому что он жил в правительственном доме, и там был сложный режим, и я опоздал. Он говорит: "А вы опоздали на 15 минут, но я соглашусь". Он надел фрак, взял свой инструмент и сел на стул, и для одного меня он около 40 минут исполнял свои любимые вещи. И я делал набросок с него. Это было огромное счастье, и этот набросок он мне подписал. И он находится у меня. "Дорогой Таир, спасибо тебе за твой талант. Твой Слава". Он когда посмотрел на рисунок, сказал: "Спасибо тебе", - вспомнил художник. 

"Так что замысел портрета родился в Париже, потом я работал над в Баку, а завершил это все в Москве. Сегодня первый раз этот портрет выставляется, хотя он давно в коллекции Третьяковской галереи", - добавил он.

Также мастер рассказал об особенностях своего "сурового стиля", подчеркнув, что эта суровость приносит радость, поскольку идет от правды жизни. "Все привыкли, что изобразительное искусство должно ласкать глаз. Мы - художники того времени, такие как Гелий Коржев, как Виктор Иванов, как Харольд Клейтон, как Павел Никонов и многие-многие друзья наши и наши и их дети - мы старались быть полезными для культуры", - отметил он.

"А если ты честен, ты честен будешь всегда, как и писатель. Я всегда перечитываю "Портрет" Николая Гоголя. Тот, кто прочитает эту повесть, поймет, что такое художник. Я прочел, и это для меня эталон образа художника. Поэтому Чертков, о котором пишет Гоголь, всю жизнь праздно работал и плохо кончил. Нельзя в искусстве быть праздным. Потому что это себе в ущерб", - указал художник.

По мнению Салахова, нельзя однозначно сказать, способствовала ли политика советского государства развитию искусства или тормозила его. "Можно думать, что это был государственный мультикультурализм. Где-то что-то тоже нас объединяло, что-то вело нас к этой правде. Поэтому я не осуждаю. Это сама жизнь диктует новые открытия, новые дела, новые идеологии, новое отношение к искусству. Поэтому я приветствую талантливых людей. Я приветствую поиски молодых. Приветствую любить свою Родину, отчизну, и сделать для нее что-то полезное", - поведал мастер.

Художник также рассказал, что продолжает создавать картины. В Азербайджане, например, он пишет Венецию. А последним его полотном стал вид Москвы с балкона своего дома.

15155 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ