Извлекает ли Грузия, которая является страной-транзитёром для Армении, Азербайджана и Турции, достаточную выгоду из своего положения? С таким вопросом "Вестник Кавказа" обратился к грузинским экспертам Петре Мамрадзе и Давиду Бердзенишвили.
По мнению руководителя Института стратегии управления Петре Мамрадзе, страна отнюдь не получает ту выгоду от транзитных возможностей, которую в перспективе могла бы получать. "Если бы не было войны в 2008 году, вся геополитическая картина и система безопасности на Южном Кавказе была бы радикально иной", - заявил он, отметив, что в стране в последние годы недостаточно внимания уделялось сотрудничеству с соседями, а иногда необдуманные высказывания негативно влияло на двусторонние отношения.
"Я помню заявления Саакашвили по поводу Армении, якобы армянское руководство не способно управлять страной, что влечёт экономические трудности, и что руководство Армении не способно в кризисных ситуациях решить вопросы, и то, что Грузия с Азербайджаном станут единой федерацией, на что потом азербайджанские политики либо хранили молчание, либо отвечали весьма скептическими, ироническими заявлениями в парламенте", - подчеркнул эксперт, добавив, что "гораздо меньше внимания уделялось развитию экономических отношений с непосредственными соседями, чем, скажем, каким-то виртуальным отношениям с заокеанскими друзьями - с тем же Евросоюзом, что ничего пока не принесло".
"Сейчас в Вильнюсе будет всего лишь парафирование соглашения по ассоциации и торговле. Так что тут край непочатый. Очень хорошие отношения сохранились между народами, исторические прекрасные отношения и с правительством Азербайджана, и с правительством Армении. И, само собой, Турция - это большой сосед Грузии, к тому же, единственный сосед-член НАТО. И тут, на самом деле, необходимо восстанавливать ситуацию, систему безопасности общую", - сказал Мамрадзе.
Председатель партии республиканцев в парламенте Давид Бердзенишвили, в свою очередь, оценил транзитные возможности Грузии как огромные, благодаря которым она может стать центром в направлении Север-Юг. "Грузия извлекает, конечно, выгоду, однако после событий войны 2008 года, естественно, стабильно мы себя чувствовать не можем", - сказал политик.
"В какой-то степени сейчас риторика, по крайней мере, в российско-грузинских отношениях, иная. Власть Саакашвили вела некорректную, иногда даже провокационную, политику по отношению к российским властям. С другой стороны, мы всегда требовали, чтобы политика была принципиальной и корректной", - сказал Бердзенешвили, подчеркнув, что Грузия сделала свой выбор во внешней политике и уверенно движется в направлении ЕС: "Грузия добилась того, что, не отказываясь от своего евроатлантического выбора, смогла приоткрыть российский рынок для грузинской продукции".