Сегодняшние успешные нефтегазовые проекты Азербайджана связаны с именем президента страны Ильхама Алиева. Об этом заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" президент Международного нефтяного клуба, председатель Бакинского фонда наследия Нобелей, президент Национального фонда наследия Нобелей, старший эксперт ООН по проблемам глобальной энергетики Тогрул Багиров.
Он напомнил, что все эти проекты - "Южный газовый коридор", терминал в Сангачалах, "Шахдениз-2", TANAP и дальше TAP - были заложены задолго до сегодняшнего дня и являются результатом уникальной нефтяной стратегии, которую провозгласил и реализовал общенациональный лидер Гейдар Алиев.
"Но сегодняшние успехи Азербайджана связаны с именем Ильхама Алиева. Нужно признать, что необыкновенная преемственность, профессиональный подход, основанный на тесном и взаимном сотрудничестве с крупными компаниями, со странами Европы, со странами-соседями – все это приводит к тому, что проекты Азербайджана реализовываются и не встречают сопротивления", - поведал Тогрул Багиров.
Президент Международного нефтяного клуба пояснил, что на все эти проекты надо смотреть с коммерческой точки зрения, в них нет никакой политики и тем более геополитики. "Другое дело, что нефть и газ - это не только экономическое понятие. Там, где нефть и газ, - там серьезная концентрация интересов, порой взаимоисключающих, но порой дружеских, достаточно миролюбивых. Я считаю, что Азербайджан начинает играть очень заметную роль в обеспечении энергетической безопасности, в частности, в Европе, и это хорошо. При этом Азербайджан является не соперником других стран, других поставщиков энергии, а неким дополнением. Ведь 10 либо даже 30 млрд кубометров газа - это небольшой объем, который не может рассматриваться в качестве альтернативы, а тем более в качестве замены. Поэтому надо переходить к сотрудничеству", - подчеркнул он.
Тогрул Багиров напомнил, что девизом легендарной нефтяной компании братьев Нобелей, которой было посвящено его выступление на конференции "Каспийская нефть и газ", всегда было сотрудничество со всеми. "При этом компания активно использовала инновации, технологические и научно-технические достижения, поэтому она опережала время, своих конкурентов и соперников - однако демонстрируя достаточно мирное и дружелюбное отношение. У них были прекрасные отношения с Royal Dutch Shell, с Ротшильдами, прекрасные отношения с местными азербайджанскими магнатами", - пояснил председатель Бакинского фонда наследия Нобелей.
Он признал, что сейчас вокруг имени Нобелей существует очень много спекуляций, досужих вымыслов, многим хочется почувствовать близость к Нобелевской премии. "Надо отметить, что Азербайджан, как и Россия, имеют прямое отношение к этой премии, потому что примерно 22-24% капитала, сосредоточенного в фондах в Стокгольме, – это нефтяные деньги, это не динамит. Поэтому эта страна и этот народ должен быть горд, что он причастен к этому великому достижению, к этой Нобелевской премии, которая дается ежегодно и в основном ученым, которые вносят неоценимый вклад в развитие инноваций, науки и научно-технического прогресса", - заявил Тогрул Багиров.
Говоря о работе по продвижению бакинского наследия Нобелей, президент Международного нефтяного клуба рассказал о проекте по возрождению премии имени Эммануэля Нобеля в области нефтяной промышленности, которая была инициирована и оплачена Ротшильдами в 1904-1907 году, чему есть множество архивных свидетельств. "Она четыре раза выдавалась международным специалистам и ученым в области нефти и нефтехимии, нефтеразработки и так далее. В связи с началом Первой мировой войны она была заморожена. Мы не придумываем новую премию, мы говорим о возрождении премии, которая реально существовала, это исторический факт. И я уверен, что нобелевская семья меня поддержит, она меня уже поддержала, есть такой карт-бланш, и Нобелевский комитет отнесется к этому достаточно спокойно", - сообщил он, уточнив, что об учреждении какой-то новой Нобелевской премии не может быть и речи, так как это имя защищено международными патентами и принадлежит, как следует из завещания Альфреда Нобеля, Нобелевскому комитету и Фонду.
Тогрул Багиров добавил, что лауреатов премии будет выбирать независимое жюри только за заслуги в нефтяной сфере, например, в первый год - в области разработки и добычи, следующий год - нефтехимии и нефтепереработки, и так далее.