Новый проект бюджета США на 2018 год, опубликованный Белым домом, предполагает массированное сокращение американской помощи иностранным государствам по всем статьям. Как сказано в самом проекте бюджета, перераспределение и сокращение общей финансовой помощи странам по линии Госдепартамента преследует цели больше помогать государствам, стратегически важным для Америки, а также эффективно расходовать деньги налогоплательщиков.
Госдепартамент уже опубликовал данные о своей помощи на 2018 год, согласно которым команда президента Дональда Трампа продолжает ту же политику на уход США с постсоветского пространства, которая была де-факто объявлена при сокращении и отмене программ USAID. Наиболее радикальному урезанию подвергнется бюджетная статья Госдепа на помощь Украине: Киев в 2018 году получит от Вашингтона $203,78 млн вместо прежних $667,099 млн.
США покидают Кавказ: Азербайджану будет выделен $1 млн (прежде - $10,2 млн), Армении - $6,8 млн (прежде - $20,367), а Грузии - $34,1 млн (прежде - $80,605 млн). Весь $1 млн на помощь Азербайджану Госдеп направит на американские программы безопасности в стране. В Армении на те же нужды будет потрачено $1,3 млн. Еще $4 млн Ереван получит на развитие экономики (включая $2,5 на строительство инфраструктуры), $1,5 млн на борьбу с наркоторговлей и $300 тыс на развитие демократии.
В развитие Грузии в 2018 году будет вложено $28 млн, включая реформы государственных институтов - $13,855 млн и $10,214 на стимуляцию экономического роста. На программы безопасности Тбилиси получит $3,1 млн, на борьбу с наркоторговлей - $3 млн,
Полностью утратит американскую помощь Белоруссия – если в прошлом году республика получила от США $7,911 млн, то в следующем году, по проекту, не получит ничего. Финансирование Молдавии урежут более, чем вдвое: с $45,042 млн до $20,25 млн.
Единственной страной, чье финансирование по линии Госдепартамента увеличено (как и по линии USAID), станет Узбекистан: $10,64 млн против прежних $10,131 млн. Казахстан ждет сокращение помощи с $7897 млн до $1,7 млн, Туркменистан – с $4,301 млн до $430 тыс, Таджикистан – с $36,155 млн до $21,02 млн. Прежний лидер по американской помощи в Центральной Азии – Киргизия – будет получать меньше, чем Таджикистан: $17,47 млн против прежних $46,378 млн.
Прибалтике назначили одинаковое уменьшенное финансирование: если в 2016 года Латвия получила $2,962 млн, Литва – $2,984 млн, Эстония – $2,975 млн, то в 2018 году каждую из них ожидает лишь по $1,1 млн на программы безопасности.
Турция сохранит свое финансирование практически на том же уровне: Белый дом намерен недодать Анкаре лишь $36 тыс, оставив $3,8 млн.
Среди других соседей России почти всю помощь Госдепа потеряет Польша: ей выдадут лишь $1,5 млн (на программы безопасности) вместо прежних $13,935 млн. Для сравнения: Косово получит в 2018 году $34,47 млн (что, впрочем, тоже является сокращением по сравнению с $45,271 в 2016 году). Те же $1,5 млн получит Китай, только на поддержку здравоохранения, вместо множества программ и $25,3 млн прошлого года. Монголия будет получать $1,75 млн вместо $3,813 млн.
Суммарно сокращения по макрорегионам таковы: финансирование Африки предложено снизить с $8 млрд до $5,24 млрд; Восточная Азия и Океания получит $393,3 млн вместо $731,941 млн; Европа (включая Кавказ и Турцию) будет профинансирована на $451,32 млн вместо $1,127 млрд; Южная и Центральная Азия могут рассчитывать лишь на $1,424 млрд вместо прошлогодних $2,03 млрд. Латиноамериканским странам из прежних $1,7 млрд оставят лишь $1,093 млрд.
Ближний Восток ожидает наименьшее сокращение: с $7,454 млрд до $6,6 млрд, причем ряд стран получит больше за счет других. В первую очередь, исключение из общего тренда сделано для Сирии: ее финансирование Госдепом вырастет с $177,144 млн до $191,5 млн (при этом Ирак ждет $347,86 млн вместо $405,353 млн). Ливии достанется $31 млн – почти на 68% больше, чем прежние $18,5 млн. Саудовской Аравии символически добавят $2 тыс (с $8 тыс до $10 тыс).
Израиль получит все те же $3,1 млрд на безопасность, что и год назад, – и это наибольшая помощь от США иностранному государству по линии Госдепа согласно проекту американского бюджета на 2018 год.
Гендиректор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" подчеркнул, что Трамп приступил к выполнению своих обещаний. "Он обещал урезать расходы на внешние проекты, переложить эти тяготы на союзников. Его логика простая – если вы считаете себя нашими союзниками и разделяете наши ценности, то будьте добры часть этих тягот взять на себя, а не просто тащить деньги из американского бюджета. По сути, речь о возврате денег Америке, что Трамп и обещал делать", - сказал он, отметив, что размеры сокращения могут еще измениться, поскольку перед нами лишь проект бюджета.
"Добавлю, что, на мой взгляд, приоритетность постсоветского пространства для администрации Трампа снижена, они меньше обращают внимание на него, оно их меньше волнует. У них есть глобалистская повестка дня, просто другая. Посмотрим, как это будет в итоге, поскольку в Конгрессе наверняка разгорятся жаркие споры с представителями глобалистской элиты, которые уверены, что надо тратить деньги на поддержку союзников. Хотя, быть может, никакой битвы и не будет", - предположил Сергей Михеев.
Снижение финансовой помощи означает уменьшение влияния США на постсоветском пространстве. "Для многих стран бывшего Советского Союза дружба с американцами имеет только два смысла. Первый – это то, что американцы оказывают помощь. Второй – то, что, как некоторым кажется, они балансируют между Америкой и Россией, что является гарантией безопасности. Если все эти сокращения пройдут, они подадут четкий сигнал, что, так сказать, "прошла любовь", и многие начнут более прохладно относиться к варианту сотрудничества с США, ведь людям нужны деньги, а если денег нет, то нет и сотрудничества. Я не думаю, что на постсоветском пространстве кто-то всерьез разделяет американские идеалы, никому это не нужно", - подчеркнул гендиректор Института каспийского сотрудничества.
Старший научный сотрудник Аналитического центра ИМИ МГИМО МИД РФ Леонид Гусев напомнил, что подобные сокращения были заложены еще в предвыборную программу Дональда Трампа, и обратил внимание, что идеи американского президента о необходимости экономить на внешней политике могут встретить ожесточенное сопротивление Конгресса. "К примеру, по Украине конгрессмены могут выступить с обратным предложением о повышении финансовой помощи, дабы, как минимум, оставить все, как было. То же самое касается и других стран постсоветского пространства, которые, по их мнению, выгодны для США. Трампу будет очень сложно отвергнуть решения Конгресса, так что текущий проект, представленный Белым домом – это заявление о позиции Администрации президента по тому, как она видит внешнеполитическую деятельность", - предупредил он.
По оценке эксперта, при подобном сокращении финансовой помощи Госдепартамента существенно поведение стран постсоветского пространства не изменится. "Их сотрудничество с США и с Россией длится на протяжении очень многих лет, так что, думаю, все останутся на прежних местах: кто сотрудничал с Россией в большей степени, продолжат двигаться в этом направлении, а кто по тем или иным причинам стал меньше сотрудничать на протяжении последних десяти лет, в сторону России не развернется", - ожидает Леонид Гусев.