Москва открыта для диалога с Вашингтоном по обеспечению стратегической стабильности, заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу.
По его словам, нынешний уровень отношений России и США непозволителен для двух крупнейших ядерных держав.
"Тут конечно надо поработать над тем, чтобы сбылись оптимистические прогнозы. Мы, во всяком случае, на это настроены", - сказал он, отвечая на вопросы участников Пекинского Сяншаньского форума.
Министр подчеркнул, что российская сторона открыта "для работы, для диалога, для встречных шагов по обеспечению более высокого уровня безопасности", передает РИА Новости.
В этой связи глава российского военного ведомства обратился к теме выхода США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). По его словам, американская сторона руководствовалась стремлением сдержать Россию и Китай.
"Убеждены, что реальная причина, побудившая Вашингтон к одностороннему выходу из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, - это сдерживание Китайской Народной Республики и Российской Федерации", - сказал глава Минобороны РФ.
"Договор перестал соответствовать интересам США на фоне растущей военной и экономической мощи Китая, восстановления Россией оборонного потенциала и расширения военного и военно-технического сотрудничества между двумя государствами", - подчеркнул министр в ходе выступления на форуме.
Далее Шойгу отметил, что американская сторона, обвиняя Россию в нарушении ДРСМД, "загодя готовились к его разрушению". "Они создавали ударные беспилотные летательные аппараты, использовали в качестве ракет-мишеней баллистические ракеты средней дальности, развертывали в Европе пусковые установки Mk 41, изначально разработанные для пуска крылатых ракет Tomahawk. Это подтверждает тот факт, что спустя 16 дней после денонсации договора были проведены испытания крылатой ракеты наземного базирования, которая, по заявлению самих США, поразила цель на расстоянии свыше 500 км", - пояснил глава российского военного ведомства.
Шойгу также акцентировал внимание на том, что в настоящее время в сфере контроля над вооружениями "происходит разрушение многоуровневой системы безопасности, на протяжении многих лет обеспечивавшей стабильность и баланс сил". "Это и отказ США от ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, и их односторонний выход из договоров об ограничении систем противоракетной обороны и ликвидации ракет средней и меньшей дальности", - сказал Шойгу.
Глава Минобороны России также указал на значительную вероятность того, что Соединенные Штаты развернут в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе ударные средства, ранее запрещенные ДРСМД. При этом министр обратил внимание на то, что "страны, которые согласятся на размещение ракет средней и меньшей дальности на своей территории, по сути, станут заложниками американской политики". "Россия выступает против такого сценария", - сказал он.
В этой связи министр заявил, что Россия готова к диалогу по сохранению региональной стабильности, развитию мер доверия и взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, есть предпосылки для старта Вашингтоном диалога с Москвой. "Их интерес к этому стимулируется новыми видами вооружений, в частности, гиперзвуковыми ракетными комплексами и другими новинками, представленными в послании президента Владимир Путина в 2018 году. Чтобы интерес созрел в готовность к диалогу, они должны убедиться в том, что Россия ведет речь не просто о разработках, но о принятых в эксплуатацию и способных решать боевые задачи системах", - указал он.
"Что касается ракет средней и меньшей дальности, что для нас наиболее важно, то тут, к сожалению, оснований для диалога нет, так как тема волнует европейцев, но не американцев. Поэтому здесь вряд ли стоит ожидать прогресса. Продление СНВ-3, увы, тоже под большим вопросом, при этом стоит отметить, что текущий договор ни на одну из сторон – ни на Россию, ни на США – не накладывает обязательств, которые критично ограничивали бы возможности развития стратегических наступательных вооружений. СНВ-3 разрешает и модернизацию арсеналов, и разработку новых систем. В связи с этим США могут как отказаться от пролонгации договора, так и сохранить его, в зависимости от общей политической конъюнктуры. Мне не кажется, что этот вопрос для них принципиально важный", - обратил внимание Михаил Ремизов.
"Наиболее важный вопрос глобальной безопасности, о котором необходимо договариваться России и США здесь и сейчас, – предотвращение случайных инцидентов. Основные риски ядерной войны связаны именно со случайными инцидентами. То есть они, конечно, могут быть не полностью случайными, речь может идти о неких конфликтных соприкосновениях, об игре на грани фола. Когда такая игра идет, очень сложно ситуацию прогнозировать и ею сложно управлять, поэтому ключевой вопрос именно с точки зрения реальной безопасности – это не вопрос ограничения вооружений и контроля над ними, а вопрос о неких протоколах действий при возникновении конфликтных инцидентов", - рассказал президент Института национальной стратегии.
Директор Института политических исследований Сергей Марков выразил уверенность в том, что в обозримой перспективе США не станут вести с Россией диалог по глобальной безопасности. "США взяли политический курс на достижение полного военного доминирования, достаточно консенсусный: по разным причинам с ним согласны и Дональд Трамп, и военный и внешнеполитический истеблишмент, более известный как "глубинное государство". Идея в том, чтобы позволить США воспользоваться своим стратегическим преимуществом в области науки и технологий при военном паритете с Россией. Достижение Вашингтоном военно-технологического преобладания – вопрос времени, если Россия по-прежнему будет очень мало финансировать развитие науки и технологий", - предупредил эксперт.
"То же самое касается и Китая, в последнее время стремящегося сделать рывок в области науки и технологий при серьезном отставании от США. США как раз хотят использовать текущий момент, пока их конкуренты отстают, и вывести этот технологический разрыв в военную плоскость. Это абсолютно четкая, ясная и внятная стратегия, из-за которой для США сегодня и не интересен диалог с Россией на тему ограничений вооружений", - добавил директор Института политических исследований.
При этом все актуальнее становится тема перезагрузки российско-американского договора об СНВ-3 и нового соглашения по ракетам средней и меньшей дальности. "Возможно, СНВ-3 требуется как-либо модифицировать, хотя, на мой взгляд, лучше оставить в текущем, работающем виде и перезаключить этот договор. Договор о РСМД, от которого американцы отказались, необходимо, по сути, заново разрабатывать и подписывать. Огромные угрозы таятся в сфере кибербезопасности, из которой может быть нанесен очень серьезный удар по безопасности в целом, и для снятия этих угроз требуются существенные переговоры, как и по теме невмешательства во внутреннюю политику – необходима выработка общих правил. Однако, думаю, Штаты и в этой области не будут вести переговоры", - заключил Сергей Марков.