Урегулирование нагорно-карабахского конфликта в буквальном смысле вернулось в повестку дня региона с начала осени. Ключевым событием при этом стала встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в Вене 19 ноября, за которой последовала встреча глав МИД на полях саммита СМИД ОБСЕ в Киеве 4 декабря. В диалог включились и соседи конфликтующих сторон, Турция и Россия - тема Нагорного Карабаха была одной из ключевых во время переговоров премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана с президентом Владимиром Путиным в Москве.
Глава МИД Турции Ахмет Давутоглу после этого официально объявил, что нормализация отношений между Азербайджаном и Арменией входит в цели турецкого государства. За несколько дней до своей поездки в Ереван на саммит Организации черноморского экономического сотрудничества, Давутоглу выступил с еще одним заявлением о том, что Турция считает настоящее время наиболее подходящим для выдвижения мирных инициатив по карабахской проблеме, и с одной из них он намерен обратиться к руководству Армении в ходе визита.
"Вестник Кавказа" уже рассказывал ранее об оценках турецких и армянских экспертов этого визита Давутоглу в Ереван, а сегодня попросил политологов Турции и России рассмотреть проблему под необычным углом: российско-турецкие отношения в свете нагорно-карабахского урегулирования. Депутат Великого национального собрания Турции, директор центра стратегических исследований (TURKSAM) Синан Оган заметил в первую очередь, что и Россия, и Турция заинтересованы в мирном разрешении конфликта, выступая с одинаковыми позициями.
"Конфликт не может продолжаться вечно, и современные геополитические реалии требуют решения этого вопроса. Политика Европы и Америки в отношении всего региона, изменения на Ближнем Востоке говорят о том, что нагорно-карабахская проблема сегодня требует своего решения. Уверен, в этом и Турция, и Россия солидарны", - сказал Оган.
При этом он подчеркнул, что сегодня в турецком обществе иначе смотрят на отношение России к нагорно-карабахаскому конфликту. "Еще несколько лет назад турецкое академическое сообщество, и я в том числе, считали, что нерешенность конфликта выгодна для России. Но сегодня осмысление событий изменилось, так как стало понятно, что нерешенность конфликта - это изоляция Армении, а изоляция Армении - это изоляция России на Южном Кавказе", - пояснил политик, подчеркнув, что "ключей от этой проблемы нет ни у России, ни у Америки, ни у Турции": они в руках у самих участников конфликта.
Гендиректор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев в ответ заметил, что солидаризация российских и турецких позиций по Карабаху сегодня происходит из-за неготовности турецкой стороны к возможной эскалации конфликта. "Прежняя разница позиций здесь простая: Россия является сопредседателем Минской группы ОБСЕ по разрешению нагорно-карабахского конфликта и выступает совершенно твердо за решение этого вопроса в переговорном ключе, а турки иногда, по факту, поддерживают военную риторику в Азербайджане. При этом, мне кажется, сегодня турки не очень готовы втягиваться в этот конфликт", - заявил Михеев, добавив, что Давутоглу вполне может преследовать и другие цели во время визита в Ереван.
"Может быть, турки, в том числе с подачи западников, хотели бы все-таки сказать Армении, что предложение по нормализации отношений с Турцией, обещанное при ассоциации с ЕС, все еще существует, дабы не отдавать ее совсем в орбиту влияния России. И будет попытка договориться о каких-то экономических вещах, которые все-таки притягивали бы Армению в сторону Запада и Евросоюза, возможно, пойдет речь о транспортных коридорах", - высказал мнение российский политолог.
Аналитик турецкого Международного исследовательского центра (USAK) Хасан Селим Озертем, в свою очередь, отметил, что нагорно-карабахский вопрос играл очень значимую роль в российско-турецких отношениях в последние 20 лет. "Вопрос освобождения Карабаха от оккупации армянских сил долгое время является одним из главных приоритетов внешней политики Турции, из-за чего и были закрыты границы с Арменией. Сегодня все стороны стараются решить конфликт политическими путями, и то, что конфликт находится в "замороженном" виде, не вызывает резких похолоданий в отношениях Турции и России. Если же вопрос будет решаться военным путем, это может повлиять на российско-турецкие отношения, однако на сегодняшний день такую ситуацию невозможно представить", - подчеркнул Озертем.