Армения снова ведет переговоры с Россией, чтобы договориться о более низких ценах на поставляемый в страну российский газ, - сообщил сегодня и.о. министра энергетической инфраструктуры и природных ресурсов Армении Гарегин Баграмян.
"Мы ведем переговоры о цене на газ как с "Газпромом", так и министерством энергетики России. Естественно, переговоры направлены на снижение цены на газ", - сказал Баграмян, отказавшийся озвучивать подробности переговорного процесса из-за опасениия повредить ему, передает РИА Новости.
Ранее и.о. министра высказывал мнение о том, что тариф на российский газ мог бы составлять $140 вместо нынешних $150 за одну тысячу кубометров.
Монопольным правом на поставку и распределение российского природного газа на внутреннем рынке Армении обладает 100-процентная "дочка" "Газпрома" - "Газпром Армения", в 2013 году компании подписали контракт на поставку в Армению российского газа в объеме до 2,5 млрд кубометров в год в 2014–2018 годах.
У Армении есть альтернатива – газ из соседнего Ирана, но здесь также имеет значение ценовой фактор, поскольку, по мнению генерального директора "Газпром Армения" Гранта Тадевосяна, иранский газ должен быть минимум на 10% дешевле российского, поскольку его теплотворность на тысячу кубометров составляет 7900 Ккал, а у российского – не ниже 8200, то есть при его сжигании образуется больше тепла.
"Поэтому если российский газ стоит $150 за тысячу кубометров, то иранский, при прочих равных условиях, должен стоить $135, чтобы он был так же выгоден", - заявил Тадевосян, добавив: предлагает ли Иран такую цену – вопрос переговоров на правительственном уровне.
По армяно-российским соглашениям базовая калорийность для газа – 7 900 Ккал за тысячу кубометров. Если калорийность окажется выше, к тарифу нужно приписывать добавочный коэффициент. Для Армении это правило временно не действует, но только до конца 2018 года. Будет ли освобождение от этого правила или новая отсрочка – зависит от хода переговоров.
В беседе с корреспондентами "Вестника Кавказа" научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев и эксперт в области энергетической безопасности Ваге Давтян обратили внимание на тот факт, что начатые Ереваном переговоры о скидке на российский газ носят в первую очередь политический характер.
"В определении цены на газ для Армении есть параметры баланса между экономической целесообразностью и политической необходимостью, тут, как и в случае с Беларусью, нет какой-то универсальной рыночной схемы, как для европейских потребителей. Есть целесообразность обеспечивать Армению газом с учетом не просто емкости внутреннего рынка, но и того, что республика является членом ЕАЭС – но готовы ли в Москве так поддержать правительство Пашиняна, пока непонятно. А то, что скидка, если она будет дана, автоматически запишется нынешней властью себе в зачет, это точно. В Москве это понимают, и здесь возникает определенная неясность при принятии решения", - обратил внимание Александр Караваев.
"С одной стороны, вроде бы, этот вопрос имеет стратегический характер, причем по значимости не менее важный, чем военный вопрос, но с другой стороны – ощущают ли сейчас в Москве уверенность в том, что Ереван больше не будет испытывать двусторонние отношения на прочность? Если такого ощущения нет, "Газпром" будет затягивать переговоры с Ереваном вплоть до завершения периода неопределенности, связанного с внеочередными парламентскими выборами и полной смены власти в Армении. Соответственно, по тому, как будет решен сейчас вопрос с ценой на газ, можно будет судить об отношении Москвы к Пашиняну: если скидку дадут, значит, Пашинян вполне устраивает тех, кто определяет политику России в отношении Армении, а если нет, значит, отношение к нему по-прежнему под вопросом", - подчеркнул научный сотрудник Института экономики РАН.
Ваге Давтян, прежде всего, напомнил о том, что "Газпром" уже обеспечивал своей армянской "дочке" "Газпром-Армения" скидку на газ два года назад. "В 2016 году цена на газ была понижена со $165 до $150 за тысячу кубометров. В этот период руководством "Газпром Армения" было заявлено, что понижение цены на газ на границе не приведет к понижению тарифов для конечных потребителей, поскольку эта выросшая маржинальность будет направлена на расходы на управление газотранспортной системой Армении и реализацию инфраструктурных проектов, в том числе, на расширение подземного газохранилища в Абовяне. На сегодня основные инфраструктурные обязательства "Газпром-Армения" выполнила, и теперь у нее есть возможность перейти к более социально-ориентированной тарифной политике", - указал эксперт на реальность понижения тарифов для потребителей и без скидки со стороны "Газпрома".
Однако "Газпром-Армения" не намерена понижать свою прибыль ради населения, из-за чего и стартовали переговоры с Москвой о скидке. "В рамках газовых соглашений, подписанных в 2013 году, "Газпром-Армения" обязалась обеспечивать ежегодный рост, и делать это она будет посредством тарифообразования. Для того, чтобы выполнение этих обязательств не сказывалось на росте тарифов, на уровне государственной политики необходимо предпринимать меры по повышению потребления природного газа в республике, прежде всего, посредством стимулирования экономических мощностей. Помочь потребителям можно было бы посредством субсидий, но здесь есть определенные проблемы, связанные в целом с состоянием республики: субсидирование идет из государственного бюджета, а такой возможности у нас на сегодня нет", - сообщил Ваге Давтян.
Экономист согласился с тем, что переговоры будут вестись исключительно в политическом ключе и не зависеть от экономических аргументов обеих сторон. "Теоретически "Газпром" может позволить себе понизить цену на газ на границе для Армении как страны геополитического влияния России – и из-за разницы между ценами на нефть, заложенными в бюджет компании ($50 за баррель URALS) и рыночными ($70-80), и из-за низкой себестоимости добычи российского газа ($20-22 за тысячу кубометров), и из-за участия Армении в ЕАЭС. Но как пойдут переговоры, как будут стороны оперировать этими факторами и будут ли они вообще к ним обращаться, прогнозировать очень трудно. Дело это исключительно политическое, обусловленное политическими реалиями и текущими конъюнктурными процессами", - заключил он.
Напомним, Россия поставляет газ Армении по цене $150 за тысячу кубометров. Тариф для конечного потребителя, использующего не более 10 тыс кубометров в месяц, составляет 139 тыс драмов, или примерно $290 за тысячу кубометров - на $140 дороже, чем цена закупки. Бывший министр энергетической инфраструктуры и природных ресурсов страны Артур Григорян, отправленный в отставку в начале октября, ранее заявлял, что Армении выгоднее покупать газ у России, чем у Ирана, так как иранский газ стоит на границе $165, а российский - $150, а инвестиционные программы "Газпрома" делают российский газ еще дешевле.