В Кремле не согласны с мнением, что российская операция в Сирии негативно повлияет на отношения с Турцией, поскольку взаимодействие двух стран построено на устойчивых основаниях и несет выгоду обеим сторонам. С таким заявлением выступил пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков.
"Двусторонние отношения с Турцией очень комплексны и имеют достаточно прочную основу с точки зрения взаимовыгодных отношений", - приводит его слова РИА Новости.
При этом Песков подтвердил вызов российского посла в турецкий МИД, где ему вручили ноту протеста по поводу нарушения истребителем ВВС РФ воздушного пространства Турции, которое, по сведениям турецкой стороны, имело место 3 октября.
"Действительно наш посол вызывался в МИД (Турции), ему вручалась нота. Там упоминается об определенных фактах, которые будут проверяться", - сообщил пресс-секретарь Путина.
Отвечая на вопрос, не входит ли в график российского президента встреча с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом, Песков пояснил, что экстренных встреч не предвидится, но в дальнейшем главы государств, несомненно, встретятся.
"Пока нет. Это будет согласовываться по дипломатическим каналам", - заявил он.
"В настоящее время пока каких-то четких договоренностей о встрече (с Эрдоганом) нет, но в целом график контактов в рамках двусторонних отношений, он, конечно, такие встречи в перспективе предусматривает. Но каких-то экстренных встреч пока не запланировано", - подчеркнул пресс-секретарь.
Турецкий политолог Орхан Гафарлы в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" обратил внимание на необходимость постоянного диалога между Россией и Турцией на всех уровнях для обеспечения взаимопонимания по сирийскому вопросу. "Говоря о турецком отношении к российской операции в Турции, следует в первую очередь отметить, что здесь есть люди, которые критикуют политику сегодняшнего правительства по Сирии, и есть люди, которые считают правильной эту политику. При этом основная критика направлена на то, что власти не смогли реализовать собственные планы", - заметил он.
"У России и Турции множество разногласий по Сирии в целом. Так, у Анкары есть требование легитимного ухода, отставки президента Башара Асада, в то время как в Москве видят переходный период с Асадом, после чего сами сирийцы выберут нового правителя на выборах, в которых будет участвовать и оппозиция. Дипломатам двух стран необходим постоянный диалог, так как, насколько я вижу, и с российской стороны не полностью понимают турецкую позицию, и с турецкой стороны – российскую. Это непонимание можно преодолеть только с помощью регулярного диалога между дипломатами, дабы было понимание, что происходит и что нужно делать", - подчеркнул эксперт.
Гафарлы подтвердил тот факт, что в Турции считают реальными сообщения о бомбардировке российской авиацией вооруженной сирийской оппозиции. "Есть очень много информации по этому поводу - и в западной прессе, и в турецкой. То есть да, Россия ведет борьбу против "Исламского государства", но иногда российские самолеты бомбардируют и места дислокации оппозиционных сил, которые воюют против Асада. В связи с этим в Турции есть мнение, что Россия не должна относиться к вооруженной антиасадовской оппозиции как к террористам. Помимо этого, и турецкое общество, и эксперты, безусловно, понимают, что Россия ведет целенаправленную войну против ИГ", - сообщил политолог.
В связи с этим он вновь указал на потребность в открытом диалоге на высшем уровне. "Президент Эрдоган несколько раз говорил, что должен встретиться с президентом России и поговорить, то есть диалог должен продолжаться. Наверняка, когда в ноябре соберется в Анталье G20, вопрос Сирии будет обсуждаться между президентами, и непонимание между двумя странами будет устранено", - ожидает Орхан Гафарлы.
Политолог Хакан Аксай, в свою очередь, пояснил настороженную позицию Анкары по отношению к российской военной операции против ИГ тем, что она укрепляет положение Башара Асада. "А для Эрдогана и его сторонников невозможность свергнуть Асада является крахом турецкой внешней политики по отношению к Сирии. Между тем в обществе и прессе сейчас распространено мнение, как и в целом в мире, что Россия сделала сильный ход и поменяла расстановку. Глубокого анализа пока не было, его заменяют, с одной стороны, открытые или скрытые восхищения таким ходом российского руководства, с другой стороны, опасения превращения Сирии в еще один Афганистан, причем есть потенциальная опасность столкновений с международной коалицией, в том числе случайных, ведь это война", - поведал он.
По оценке Аксая, российская военная операция воспринимается Турцией как усиление позиций РФ на Ближнем Востоке в целом и помощь Асаду. "Свержение Асада, который и так очень много сил потратил и находится в слабой позиции сегодня, будет означать опасное приближение "арабской весны" к южнокавказским границам России. Поэтому, естественно, Россия сегодня начала операцию против ИГ и других радикальных группировок. Как эту войну Россия будет вести, пока непонятно, недаром министр Лавров несколько дней назад говорил, что только бомбардировками войну нельзя выигрывать. Что будет после бомбардировок? Смогут ли сухопутные войска Асада завершить войну, или же будет помощь "Хезболлы", или Ирана? На эти вопросы ответов пока нет", - отметил политолог.
Также он заявил, что сегодня приоритет турецких властей – "борьба против курдов, и внутри Турции, и за ее пределами, а не борьба с исламскими радикалами". "Поэтому никак нельзя сказать, что турецкая власть приветствует эту борьбу. На словах говорится, что Анкара против радикальных экстремистских террористов, против ИГ, но на деле я порою половины этой фразы не вижу. И в этом плане тревога турецких властей достаточно видна, тем не менее, подождем парламентских выборов 1 ноября, после чего может многое поменяться", - предложил Хакан Аксай.