Администрация США сегодня вводит новые санкции в отношении России из-за якобы ее причастности к отравлению 4 марта экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в британском городе Солсбери. В Госдепартаменте указали, что таким образом РФ нарушила американский Закон о контроле над химическим и биологическим оружием и запрете его военного применения от 1991 года.
В Госдепе 8 августа сообщили, что под первую часть санкций подпадает запрет на поставку России продукции двойного назначения, экспорт всех "чувствительных" товаров и технологий, связанных со сферой национальной безопасности США, а также запрет на поставки электроники, компонентов и технологий из нефтегазовой отрасли.
"Мы намерены ввести санкции в отношении Российской Федерации по ряду направлений, самым существенным из которых является презумпция отказа, касающаяся поставки (Москве) всех "чувствительных" товаров и технологий сферы национальной безопасности, которая контролируется министерством торговли (США) в соответствии с правилами экспортного контроля", - цитирует заявление американского дипведомства ТАСС. "В настоящее время выдача лицензий на поставку этих товаров рассматривается в каждом индивидуальном случае", - напомнили в Госдепе. "Теперь, после вступления санкций в силу, мы будем исходить из отказа от разрешения таких поставок", - отметили в ведомстве.
Закон также предусматривает угрозу применения примерно через три месяца гораздо более серьезных санкций. Это - понижение уровня двусторонних дипломатических отношений или даже их полная приостановка, фактически полный запрет любого экспорта в Россию американских товаров, за исключением продовольствия, а также импорта Соединенными Штатами российских товаров, включая нефть и нефтепродукты, лишение права на посадку в США самолетов любой авиакомпании, которая контролируется правительством России, блокирование Вашингтоном кредитов Москве по линии международных финансовых организаций.
В Госдепе отказались объявить, на базе каких именно данных были сделаны выводы о причастности РФ к отравлению в Солсбери. При этом власти США отметили, что не хотели бы прибегать к реализации второго этапа рестрикций - для этого Россия должна представить американской стороне убедительные заверения в том, что она в дальнейшем не будет нарушать положения международного права о химическом оружии, а также должна допустить проведение инспекций на местах ООН и международными независимыми наблюдателями с тем, чтобы гарантировать, что правительство не применяет химоружие в нарушение международного права.
Госдеп 24 августа опубликовал документ, в котором прописано, что ведомство решило не прекращать оказание России и российскому народу помощи в соответствии с Законом о зарубежной помощи от 1961 года, исключить из ограничений на экспорт в РФ ряд товаров, имеющих отношение к космическим запускам, не ограничивать операции, направленные на обеспечение безопасности полетов коммерческой пассажирской авиации. Также исключения будут сделаны для экспорта и реэкспорта для сугубо коммерческих конечных потребителей, гражданских конечных потребителей на индивидуальной основе.
Кроме того, из-под санкций выведут российских граждан, которые работают с указанными категориями товаров, будучи сотрудниками фирм в США, и 100% дочерние предприятия компаний США и других иностранных компаний в России. "Эти меры должны быть реализованы ответственными ведомствами и структурами американского правительства", - говорится в документе за подписью помощника госсекретаря США по международной безопасности и нераспространению Кристофера Форда. "Они будут оставаться в силе по меньшей мере на протяжении года до последующего извещения", - также отметили в Госдепе.
Профессор кафедры "Финансы, денежное обращение и кредит" РАНХиГС Юрий Юденков в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заявил, что санкции сильнее всего ударят по банковской сфере и внедрению новых информационных технологий.
"Американцы нас отлучают от своих денежно-кредитных ресурсов и от новых технологий, связанных с двойным назначением, от тех, которые могут быть использованы в военной сфере. А поскольку вся электроника может быть использована в военной сфере, то фактически речь идет обо всех информационных технологиях", - пояснил эксперт.
При этом он отметил, что России в условиях санкиционного давления придется переориентироваться на азиатский рынок.
"Мы производим в 20 раз меньше микросхем, чем Малайзия. Нам придется искать где-то новые источники в Юго-Восточной Азии и на Востоке", - заявил профессор Юденков.
Проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов обратил внимание, что США сейчас лишь расширяют прежние санкции, направленные на ограничения поставок связанных с ВПК технологий. "Сегодняшние санкции касаются уже более широкой номенклатуры товаров двойного назначения, в основном все, что связано с современными системами навигации, бионикой и вычислениями. Кстати, это не первый такой случай – при СССР американцы проводили политику запрета поставок в РСФСР технологий двойного назначения. Конечно, это осложнит процесс применения современных технологий, но коснется это в большей степени ВПК, которому придется искать обходные пути, как всегда это происходило, при помощи разведки либо получения доступа к двойным технологиям через закупки через третьи страны – или же разрабатывать российские аналоги", - сказал он.
"Особого влияния на российскую экономику новые санкции не окажут. Проблема роста ВВП у нас связана с совершенно другими проблемами, в первую очередь, с низким уровнем внутреннего потребления граждан, а производство военных вооружений не является существенным фактором роста экономики. Экспорт российских вооружений сейчас составляет порядка 17 млрд рублей, а основную долю мы получаем от продуктов гражданского назначения, которые почти не связаны с технологиями двойного назначения. Поэтому я думаю, что какого-то кардинального влияния на Россию этих санкций не произойдет. Кроме того, у нас основной товарооборот гражданской продукции – это Япония, Южная Корея, Китай, Европа, но не США", - заключил Александр Сафонов.