Вестник Кавказа

Конфликты в Египте и Сирии: сходства и различия - мнения экспертов

Текущие события в Египте, последней ступенью которых на сегодняшний день стал арест духовного лидера "Братьев-мусульман" Мохаммеда Бадиа, для оценки перспектив урегулирования национального конфликта и прекращения беспорядков нельзя не сравнить с продолжающейся гражданской войной в Сирии. В связи с этим "Вестник Кавказа" попросил доктора философских наук, исламоведа Александра Игнатенко и доктора исторических наук, профессора МГИМО (У) МИД РФ Марину Сапронову рассказать о возможных параллелях между двумя сценариями "арабской весны" в Египте и Сирии. Мнения экспертов разошлись.

Игнатенко заявил, что параллели проводить можно и нужно, и в первую очередь потому, что оба конфликта подпитываются внешним вмешательством, в частности, со стороны главных региональных игроков Катара и Саудовской Аравии. "В Египте несомненно воздействие таких государств, как Катар и Саудовская Аравия, на внутриегипетскую ситуацию. Вне всякого сомнения, это уже общее место. По данным египетских экспертов и политиков, Катар истратил на приведение к власти "Братьев-мусульман", в частности, Мухаммеда Мурси, несколько десятков миллиардов долларов. А Саудовская Аравия, и, кстати, она этого не скрывает, поддерживает салафитов в разных ипостасях, в частности в партийной ипостаси партии "ан-Нур", - сообщил эксперт.

"Плюс не всегда заметное, а иногда даже и отсутствующее вмешательство Ирана в Египте в Сирии оно достаточно хорошо заметно, и сирийский кризис в определённом аспекте можно себе представить как борьбу двух центров силы, а именно аравийских монархий и Ирана, на сирийской площадке", - добавил Игнатенко.

В целом, отметил эксперт, важно разобраться в том, чего хотят эти внешние игроки. "Можно с уверенностью сказать, что это не в интересах самих египтян, так же как это не в интересах сирийцев. Наверное, всё-таки решение проблем Египта, как и решение проблем Сирии, в том, чтобы все эти проблемы решали сами граждане и того, и другого, и любого государства сами, без внешнего вмешательства", - подчеркнул Игнатенко.

В рамках того же внешнего влияния, только уже связанного с Россией, в качестве параллели эксперт назвал факты участия боевиков с Северного Кавказа в обоих конфликтах, хотя в Египте они пока что единичные. "Было сообщение несколько дней тому назад, что египетские власти задержали российского гражданина с Северного Кавказа, который имел у себя в компьютере какие-то планы, карты, способы изготовления взрывчатых веществ и так далее. Египетские власти относятся с очень большим подозрением к подобного рода людям. Совсем нельзя исключать, что это был тот человек, который хотел повоевать в Египте. Где они воюют в Египте? В настоящий момент иностранные моджахеды, не египетские, воюют на севере Синайского полуострова, где воюет, по сути дела, "Аль-Каида", хотя она не употребляет этого названия, там в ходу другие названия, та самая "Аль-Каида", которая, между прочим, воюет и на нашем, российском Северном Кавказе. При этом и в Египте, и на нашем Северном Кавказе воюют аль-каидовские группировки под названием "Ансар аш-Шариа", "Сторонники шариата". Это единая сеть, и совсем не исключено, что боевики, моджахеды, экстремисты и террористы с нашего Северного Кавказа могут воевать в Египте так же, как они в настоящее время воюют на территории Сирии", - рассказал Александр Игнатенко.

Сапронова, в свою очередь, заявила, что параллель всего одна: ситуация в Египте продолжает оставаться такой же нестабильной, как и в Сирии, а до полной стабилизации ещё далеко. "Но, пожалуй, пока это единственная параллель, которую мы можем провести, потому что, если мы говорим о динамике развития ситуации в Сирии и в Египте, то динамика эта абсолютно различна, и каждая страна с момента начала волнений начала развиваться в соответствии с собственной логикой, а самое главное после определённого рода событий. События в Египте совершенно отличались от событий в Сирии, потому что в Египте фактически был прерван так называемый демократический процесс. В Сирии ситуация вышла сначала на уровень полномасштабной гражданской войны, а теперь трансформировалась в борьбу правящего режима с терроризмом. Поэтому это разные процессы", - объяснила свою точку зрения Сапронова.

В соответствии с этим она сделала вывод, что, в отличие от Сирии, конфликт в которой продолжается уже более двух лет, долго продолжаться беспорядки в Египте не будут. "Как я уже говорила, сейчас нет региональных и внерегиональных игроков, которые были бы заинтересованы в раскачивании ситуации изнутри, как это было в Сирии, где были конкретные спонсоры террористических организаций и где были и продолжают оставаться политические игроки, которые заинтересованы в продолжении того насилия, которое имеет место в Сирии. Применительно к Египту таких игроков нет", - сообщила эксперт.

Вторая причина скорого прекращения насилия на Синае в том, что египетская армия по-прежнему продолжает оставаться одной из наиболее сильных и крупных армий Ближнего Востока. Третья причина "политическая организация "Братья-мусульмане" ослаблена, обезглавлена, обескровлена, и, кроме всего прочего, она отрезана от финансовых потоков из монархий Персидского залива. Нет у неё сейчас ни объективных, ни субъективных возможностей для того, чтобы бороться с египетской армией", - резюмировала свою речь Марина Сапронова.

15735 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября