Вестник Кавказа

Казахстан защитит свой внутренний рынок

Казахстан ведет переговоры с партнерами по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) о принятии мер по защите своего внутреннего рынка, - заявил сегодня министр национальной экономики республики Ерболат Досаев.

"Вопрос, которым мы занимаемся на сегодняшний день по поручению главы государства, связан с защитой внутреннего рынка. Как вы знаете, сегодня в рамках ЕАЭС по трем направлениям у нас проводятся переговоры с нашими партнерами, в первую очередь с Россией, и мы предполагаем завершение переговоров до конца марта этого года", - отметил министр.

По его словам, переговоры ведутся в отношении продукции обрабатывающей промышленности, в первую очередь машиностроения и продуктов питания, а также по сельскому хозяйству и горюче-смазочным материалам. "Все рабочие группы возглавляются заместителями министров по принадлежности к отраслям, и активная работа ведется с конца января текущего года", - цитирует Досаева ТАСС.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" казахстанский эксперт, главный редактор журнала "Мир Евразии" Эдуард Полетаев, основной задачей любого государства является содействие экспорту и защита внутреннего рынка от импорта.

"С другой стороны, без использования импорта, трудно развить конкуренцию на внутреннем рынке. Одним из аргументов вступления Казахстана в Евразийский экономический союз было как раз усиление конкуренции казахстанских производителей как на внутреннем, так и на общем рынке ЕАЭС. Но проблема возникла в связи с тем, что торговля с созданием ЕАЭС относительно либерализовалась. Дело тут даже не в ЕАЭС, а в Таможенном союзе, который был его предшественником. И падение цен на российские товары в связи с изменением курса рубля побудили как частные лица, так и отечественный бизнес увеличить импорт товаров. Однако бизнес не особо активизировался, скупая российские товары. Речь в основном идет о частных лицах, которые перед Новым годом накупили себе машин, товаров народного потребления, а кто-то и приобрел недвижимость в связи с тем, что цены где-то выровнялись, а где-то стали ниже, чем в Казахстане", - сказал он.

По словам эксперта, "ряд товаропроизводителей, особенно те из них, которые находятся в северных регионах Казахстана, почувствовали серьезную конкуренцию со стороны российских товаров и начали бить в колокола и требовать защиты". "Как правило, многие из них ссылались на статью 29 договора об экономическом союзе, которая предусматривает односторонние меры той или иной страны в случае угрозы национальной безопасности. Национальную безопасность неожиданно трансформировали в экономическую безопасность, утверждая, что вал российских товаров загубит ряд казахстанских производителей. Работу над этим ведет не только профильное министерство, которым руководит Ерболат Досаев, но и Национальная палата предпринимателей, которая была создана в прошлом году для защиты интересов бизнеса в Казахстане, в том числе во время подготовки договора и во время самой работы ЕАЭС", - подчеркнул он.

"Надо признать, что эта организация приняла определенные меры, значительно трансформировала первоначальный вариант договора с акцентом именно на экономическую составляющую, чтобы учитывались интересы казахстанских производителей. Кроме того, в Казахстане существует закон "О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров" от 1998 года. В соответствии с этим законом профильное министерство по заявлениям тех или иных производителей либо объединений производителей, проводит различные разбирательства и подготавливает материалы правительству для применения тех или иных защитных мер", - отметил политолог.

"Естественно, сейчас власти Казахстана не могут не реагировать на жалобы производителей, продавцов, которые испытали возросшую конкуренцию. С другой стороны, надо признать, что ситуация несколько меняется, цены в РФ растут. Девальвационные ожидания казахстанцев о возможном падении курса национальной валюты не оправдались. И во время этого разбирательства, если оно случится, и переговоров между Казахстаном и РФ может случиться так, что цены просто-напросто выровняются автоматически. Потому что в российской продукции тоже достаточно долларового эквивалента. Либо покупается сырье за валюту, либо комплектующие какие-то, если это касается автомобилей", - считает Полетаев.

По его мнению, "необходимо учитывать, что сейчас работают наднациональные органы, Евразийская экономическая комиссия. "Cам принцип передвижения товаров, одна из четырех свобод ЕАЭС, поставлен фактически под угрозу. Тем более, что Казахстан намерен вступить в ВТО. Две страны ЕАЭС уже вступили в ВТО – это Россия и Армения. Скоро и Кыргызстан присоединится, который также член ВТО. А основополагающим принципом этой организации является либерализация условий торговли. Конечно, там предусмотрены специальные защитные меры, как они предусмотрены в договоре ЕАЭС. Но я думаю, что здесь вопрос со временем частично решится сам собой", - заметил эксперт, добавив, что "определенные меры для поддержки казахстанских производителей будут предприняты уже со стороны властей страны".

"В частности, сегодня было заявлено, что Казахстан намерен выделить определенную сумму на поддержку автомобильной промышленности. В целом система защиты национальных производителей работает в каждой из стран ЕАЭС. Единый механизм с применением социальных защитных компенсационных мер создан в рамках ТС, но это касается в большей степени импорта товара из третьих стран. Никто не предполагал перед созданием ЕАЭС, что защитные меры нужно предпринимать в отношении, например, РФ, где цены до определенного времени всегда были дороже, чем в Казахстане. Казалось, наоборот, что шанс у казахстанских производителей выйти на российские рынки существенно возрастет с 1 января. Поэтому это, конечно, трудность, с которой столкнулись на начальном этапе работы ЕАЭС, но я думаю, что эта проблема абсолютно не долгосрочного характера. Она вполне способна решиться путем определенных переговоров, либо поддержкой тех производителей, которые оказались неконкурентоспособны по отношению к российским товарам.

10890 просмотров

Видео

Все видео


реклама

COP29

Баку, Азербайджан

11-22 ноября