Вестник Кавказа

Джафар Джафаров: университеты не могут развиваться в изоляции

Современная образовательная ситуация требует от преподавательского состава университетов постоянного развития и понимания того, каким будет образовательный процесс в будущем, заявил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ректор Азербайджанского государственного педагогического университета Джафар Джафаров. "Сейчас студента глубоким знанием фактического материала не удивишь, потому что он имеет возможность извлечь эту информацию из источников, для него эти возможности более доступны, чем для людей моего поколения. Значит, преподаватель должен уже на другом уровне вести свои занятия", - подчеркнул он.

"Мы должны поднять уровень наших преподавателей хотя бы до минимума, когда будет возможность дискутировать о будущем образования. К примеру, один из вопросов – это прогнозируемое развитие технологий, которое приведет к тому, что через некоторое время одним лишь морганием глаза студент сможет получить всю информацию, которая ему нужна. Тогда университеты как таковые не будут существовать, а люди, которым будет нужно слушать преподавателей, будут считаться неудачниками, поскольку они не могут организовывать свое время так, чтобы получить необходимую информацию без этого", - привел пример Джафар Джафаров.

"В Московском государственном педагогическом университете была встреча, где обсуждалась давно дискутируемая идея – liberal arts, то есть то, как можно учить человека. Американцы провели исследование и обнаружили, что даже в их условиях знания, которые студент получил в течение трех-четырех лет, к концу обучения устаревают. В связи с этим некоторые говорят о том, что мы готовим людей прошлого – так сильно все меняется. Недавно наш министр рассказал об исследованиях, согласно которым, те специальности, что понадобятся в реальной жизни к моменту получения человеком высшего образования, то есть сейчас, пока он учится в школе и университете, еще не существуют либо недостаточно широко распространены. А те специальности, которые сейчас считаются высокоинтеллектуальными, к этому времени станут рабочими профессиями. То есть мы не знаем, как все будет", - обратил внимание ректор.

В связи с этим необходима подготовка и развитие человека с той целью, чтобы в будущем он не только владел одной профессией но и умел самостоятельно переподготавливаться к другим. "Нужно готовить человека с такой базой, которая позволит ему заниматься самообразованием с помощью тех навыков и знаний, какие он получил на нашем уровне образования. В этом направлении есть и другая идея – готовить не сразу же учителя, а специалиста, который затем станет учителем. То есть студенты несколько лет обучаются, например, физике, химии или истории, а затем из их среды часть идут в науку, научные институты, а часть на базе полученных знаний становятся учителями. Чтобы прийти на подобный уровень осмысления системы высшего образования, мы должны сделать еще очень многое", - указал Джафар Джафаров.

Для этого важны связи с другими университетами. "В течение короткого времени нам удалось установить связи с несколькими российскими ведущими учебными заведениями в области подготовки кадров, есть контакты с европейскими институтами, European Teacher Education Network (ETEN) – системой университетов и университетских структур, готовящих преподавателей. Сейчас мы намерены активно участвовать в этом деле вместе с российскими вузами. По сути, это как воздух для существования университета, ведь в изоляции жить невозможно, развиваться можно лишь только за счет обогащения знаниями", - заявил ректор Азербайджанского государственного педагогического университета.

"Недавно я был в University College of Copenhagen, и там мы обсуждали с коллегами вопросы о том, куда мы движемся. Одной только подготовкой преподавателей университет не может существовать. Да, университет в основном базируется на подготовке учителей, но ему необходимы и другие сопредельные предметы и программы. Представители этого университета приедут к нам осенью, и мы с ними вместе подумаем, что можно сделать. Опять же, нам необходимо поднять уровень владения языками. Для того, чтобы поднять образование на уровне и преподавателей, и студентов, мы должны поднять, в том числе, и уровень знания языков, прежде всего, русского и английского – русского для того, чтобы взаимодействовать на постсоветском пространстве, а английского для того, чтобы выйти на мировую арену", - заключил Джафар Джафаров.

11215 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ