Насколько изменится Кавказ после того, как в Нагорном Карабахе воцарится мир? Какой эффект решение этой проблемы будет иметь для сторон конфликта и их соседей в политике, экономике и гуманитарной сфере? Об этом "Вестнику Кавказа" рассказали российские и иностранные политологи в рамках серии интервью, посвященной нагорно-карабахскому урегулированию.
Сегодня наши гости – политический аналитик Института ЕврАзЭС Надана Фридрихсон, журналист, специалист по Кавказу Вадим Дубнов, политолог Ибрагим Ибрагимов и доктор философских наук Ибрагим Меликов.
Как подчеркнула в первую очередь Надана Фридрихсон, если нагорно-карабахский конфликт будет исчерпан, это откроет огромные возможности для экономического развития Южного Кавказа, чье географическое положение обуславливает заинтересованность в нем региональных и внерегиональных игроков. "Напомню, что через Южный Кавказ уже проходят, несмотря на неспокойные времена, такие ключевые артерии, как железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум. Баку-Тбилиси-Карс сейчас обретает дополнительную значимость ввиду запуска Китаем экономической оси Шелковый путь, которая может пройти по Южному Кавказу, используя железнодорожное сообщение по БТК. Выгоды от этих проектов, и многих других, которые могут быть реализованы при условии мира на Южном Кавказе, безусловно, будут затрагивать их участников и инициаторов – в экономическом плане регион получит новую жизнь", - пояснила она.
Урегулирование конфликта, добавила эксперт, позволит устранить политическую составляющую из естественной конкуренции. "В условиях конфронтации России и Турции каждый проект будет иметь своего зачинщика – и это будет уже некая конкуренция. Если же мы убираем из уравнения эскалацию в Нагорном Карабахе, то ситуация переходит в плоскость экономики, здоровой конкуренции, которая не будет приносить разрушительных последствий. В любом случае, урегулирование конфликта будет благом, однако это не отменяет того, что на Южном Кавказе ведущие геополитические державы продолжат конкурировать. Другое дело, что они потеряют взрывоопасную точку, которая может переломить ход событий", - указала Надана Фридрихсон.
Вадим Дубнов высказал иную точку зрения. "Если говорить об этом глобально, то урегулирование нагорно-карабахского конфликта никак не изменит положение дел: при всей своей зловещности этот конфликт носит региональный, причем достаточно локальный характер, с моей точки зрения. В целом, сейчас перспективы последствий урегулирования – вещь умозрительная", - считает он.
"На Армению это повлияет в первую очередь экономически. Открытие границ с Азербайджаном и Турцией, не глобальным, не грандиозным, но определенным образом изменит внутреннюю экономическую конфигурацию. Она может изменить и внутриполитическую ситуацию, но в гораздо меньшей степени, потому что там больше слов, чем какого бы то ни было дела", - ожидает Вадим Дубнов.
"Что касается Азербайджана, я не очень понимаю, как это может глубоко изменить положение дел в нем, но думаю, что власть, на самом деле, проиграет от решения карабахской проблемы: в первый момент она станет кумиром всего на свете, но потом пропадет тема единения, а политическая и экономическая ситуация в Азербайджане такая, что Карабах – последняя тема, которая является объединяющей для народных масс", - озвучил свое мнение специалист по Кавказу.
С ним не согласился Ибрагим Ибрагимов, указав на важность урегулирования конфликта для экономической и гуманитарной сферы региона. "Урегулирование нагорно-карабахского вопроса имеет большое значение не только для Азербайджана и Армении, но и для всего кавказского региона, в котором тесно переплетаются многие культуры, этносы и языки. В подобных условиях позиция многонационального азербайджанского государства выглядит более привлекательной, чем та идеология, которую экспортирует Армения. Напомню, что Азербайджан изначально был нацелен на построение государства, популяризирующего идею межкультурного и межнационального диалога, в то время как Армения встала на путь построения мононационального государства с радикальной националистической идеологией. В таком регионе, как Кавказ, эта идеология разрушительна и может иметь самые негативные последствия", - подчеркнул Ибрагим Ибрагимов.
В связи с этим, уверен политолог, вариант урегулирования нагорно-карабахского конфликта, предлагаемый Азербайджаном – с возвращением всех беженцев в родные земли – наиболее гармонично сочетается с реальной жизнью Кавказа. "Речь о большом, многоязычном, многокультурном Кавказе, в котором только при сотрудничестве всех этносов и народов можно добиться общего развития. Те экономические проекты, которые Азербайджан реализует в регионе, также говорят в пользу того, что республика нацелена на региональное развитие и сотрудничество, так как только во взаимодействии со всеми игроками региона можно прийти к общему процветанию. Чем быстрее это поймут в Ереване, тем быстрее мы получим и мир в Карабахе, и в целом позитивные итоги для всего Кавказа", - отметил он.
Ибрагим Меликов, подытоживая сказанное, выразил уверенность в том, что закрытие вопроса Нагорного Карабаха станет источником стабильности во всем регионе. "При урегулировании нагорно-карабахского конфликта на Кавказе воцарится мир и возобновится сотрудничество между странами. В эту до сих пор нерешенную проблему упираются многие другие. В частности, с нагорно-карабахской проблемой связаны не только отношения Азербайджана и Армении, но и косвенно этих стран с Турцией, с Ираном, с Россией. Здесь целый клубок проблем", - указал доктор философских наук.