Вестник Кавказа

Баринов: мониторинг межнациональных отношений в РФ полностью заработает до конца года

Система мониторинга межэтнических и межнациональных отношений, созданная для предотвращения конфликтов, появится во всех регионах России в течение этого года, рассказал глава Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Игорь Баринов в ходе "Правительственного часа" в Госдуме.

Сейчас программа действует примерно в 40 регионах из 85.

Руководитель ведомства поведал, что благодаря системе мониторинга "ежедневно выявляется до 30 проблемных ситуаций", "некоторые темы становятся предметом постоянного наблюдения".

"Система мониторинга не является, конечно, панацеей от всех проблем. Это лишь инструмент, который позволяет в режиме онлайн видеть назревающие конфликтные ситуации и оперативно реагировать", - цитирует его ТАСС.

Глава ФАДН в ходе выступления коснулся темы снижения террористической активности в России: "Два года не было терактов даже в Дагестане - это серьезное достижение!" - отметил он, подчеркнув, что этноконфессиональные вопросы сегодня становятся вопросами национальной безопасности страны.

"За короткий период времени - менее года - удалось создать агентство, набрать людей, разработать функционал, понять механизмы, которыми мы можем работать. И сейчас мы работаем в полном объеме. Мы пытаемся реализовывать задачи, поставленные перед нами государственной стратегией по реализации госнацполитики", - рассказал Баринов, сообщив, что ранее функционал в части национальной политики был разбросан по разным федеральным органам исполнительной власти, а какие-то блоки вообще выпадали.

"В регионах ситуация была еще хуже: если в национальных республиках руководство еще понимало важность этой тематики - в большинстве национальных республик были созданы профильные министерства, были региональные программы по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию, то в половине субъектов этого не было", - заявил глава ФАДН, пояснив, что на первом этапе работы нового агентства была выстроена вертикаль исполнительной власти.

"Мы выступили с инициативой унифицировать исполнительную вертикаль в регионах, чтобы темы межнациональные, межконфессиональные, коренных и малочисленных народов, казачества, федеральных национально-культурных автономий, диаспор были объединены в единый блок и были подчинены заместителю руководителя субъекта по внутренней политике", - поведал он, добавив, что в ряде регионов такой формат вводится довольно тяжело.

В беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" директор Института политических исследований Сергей Марков отметил, что идея создания системы мониторинга межэтнических и межнациональных отношений является очень правильной. "Игорь Баринов весьма компетентен. Другое дело, что уровень Федерального агентства по делам национальностей не очень высокий, у него не очень большой административный вес. Поэтому самым главным для Баринова будет наладить отношения с региональными администрациями, которые и должны давать данные для такого рода мониторинга. Но я думаю, что он идет в правильном направлении в том, что касается системы мониторинга и предварительного предупреждения возможного развития острых ситуаций. Это как раз то, что нужно в этой сфере чуть ли не больше всего", - считает эксперт.

При этом он подчеркнул, что за прошедший год межэтническая ситуация в России улучшилась. "Во многом это произошло благодаря тому, что условиях внешней атаки внутренние противоречия в какой-то степени гаснут. Год – это еще недостаточный срок, чтобы руководитель агентства повлиял на межэтническую ситуацию. Его задачей является не улучшение межэтнической ситуации здесь и сейчас, он должен перестроить работу таким образом, чтобы она стала более эффективной. Цель этого агентства – предупредить будущие конфликты. Условно говоря, в этом году Баринов работал над тем, чтобы конфликтов не было через пять лет", - резюмировал Сергей Марков.

Ведущий эксперт Политологического центра "Север - Юг" Александр Караваев, в свою очередь, отметил, что предотвращение межнациональных и межэтнических конфликтов, по сути, является вопросом, который решается качеством госуправления в целом. "Что касается агентства по делам национальностей, оно могло бы, учитывая возможности и финансирование, получать более или менее объективную информацию из регионов России и создавать на основе этой информации более или менее объективную аналитику, держать руку на пульсе и определять потенциал угроз, связанных с обострением межнациональных отношений, которое возникает, в том числе, на стыке с проблемами падения уровня жизни и с различными социальными проблемами", - поведал он.

Аналитик подчеркнул, что задачей отдельной государственной структуры не может стать контроль за возможными конфликтами или, тем более, разрешение их. "Это задача государственной политики в целом, которая включает в себя вопросы, в том числе, экономики, социальной жизни, трудовых отношений", - пояснил ведущий эксперт Политологического центра "Север - Юг".

"Главное, что должно сделать агентство - это быть точным инструментом, измеряющим температуру в обществе. И опыт мониторинга социальной жизни, который получен различными службами, начиная от ВЦИОМа и до закрытых исследований ФСБ, показывает, что у российской власти накоплено достаточно инструментов и необходимых ресурсов для того, чтобы получать объективную информацию. Весь вопрос в том, как ей качественно распорядиться", - указал он.

Таким образом, по словам эксперта, пока рано ждать зримых результатов деятельности ФАДН, и в любом случае агентство не в состоянии, да и не должно заниматься сглаживанием конфликтов. "Оно может только определять и выписывать рецепты. То есть, его деятельность напоминает работу врача-терапевта, который в своей зоне ответственности выясняет ситуацию, помогает пациентам и дает рекомендации для последующего профильного лечения. Эти определения укладываются в тему мониторинга социальной жизни. Аналогия между физическим здоровьем отдельного человека и здоровьем общества в целом здесь почти полная", - заключил Александр Караваев.

12515 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ