Вестник Кавказа

Андрей Бакланов: визит Ахмата Кадырова изменил отношение Саудовской Аравии к России

Андрей Бакланов: визит Ахмата Кадырова изменил отношение Саудовской Аравии к России
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Сегодня в студии "Вестника Кавказа" побывал известный российский ученый-востоковед, заместитель председателя Совета Ассоциации российских дипломатов, чрезвычайный и полномочный посол Андрей Глебович Бакланов, рассказавший о судьбоносной поездке российской делегации во главе с президентом Чечни Ахматом-Хаджи Кадыровым в Эр-Рияд в январе 2004 года, кардинально изменившей отношения России с Саудовской Аравией. В те дни Андрей Бакланов работал послом РФ в Саудовской Аравии и принимал активное участие в организации этих переговоров.

По его словам, идея устроить встречу Ахмата-Хаджи Кадырова как президента Чеченской Республики с саудовским руководством возникла в сентябре 2003 года. "Произошло это во время поездки в Москву в те времена еще наследного принца, а ныне короля Абдаллы ибн Абдул-Азиз Аль Сауда. Уже тому визиту предшествовала очень длительная подготовка, а если брать глубже, то переориентация наших отношений напомню, что долгое время ее сдерживало различие подходов сторон к событиям на Кавказе, в частности, в Чечне. Когда я был назначен послом в Эр-Рияд (в 2000 году прим. ВК) наши отношения были на пике различий, носили недружественный характер. Тогда мы активно проводил дипломатическую работу, разъясняя политическому руководству Саудовской Аравии суть событий, их причины, характер внешнего воздействия и общий провокационный фон, связанный с ними. И в какой-то момент подход саудовцев к новому руководству Чечни и комплексному состоянию наших отношений стал меняться", поведал посол.

На встрече в Москве присутствовал и Ахмат-Хаджи Кадыров. "Наследный принц прекрасно знает людей, хорошо в них разбирается. Он сделал для себя какие-то определенные выводы, наблюдая за Кадыровым. Когда же во время переговоров встал вопрос, чтобы напрямую установить общение, он воспринял предложение нормально, но согласия не дал, только сказал: "Давайте посмотрим, что можно сделать", открыв, таким образом, путь для российской дипломатии. Уже в конце 2003 года я был на беседе у короля, с которым у нас установились хорошие отношения, и я поставил в практическую плоскость вопрос о визите Кадырова. Король не только дал согласие но и изъявил желание принять президента Чечни на самом высоком уровне", - сообщил Андрей Бакланов.

Во время согласования деталей визита с Ахматом-Хаджи Кадыровым чеченский лидер предложил расширить формат поездки. "Мы согласовали такую схему: он приедет во главе более широкой делегации, где будут представители других кавказских регионов, то есть в Саудовскую Аравию полетит делегация кавказских субъектов Российской Федерации во главе с президентом Кадыровым. Надо сказать, что у него было очень глубокое религиозное образование, в том числе знание арабского языка, и это для визита в Саудовскую Аравию было очень важно. Его прекрасная подготовленность играла большую роль в установлении доверия к тому, что он говорил", - подчеркнул он.

Визит, состоявшийся немногим более 11 лет назад, начался со встреч с представителями интеллектуальной верхушки страны в резиденции мультимиллионера эль-Ходжи в Джидде. "Беседа тогда шла на редкость откровенная. Я видел, что у саудовцев, которые слышали то, с чем выступал перед ними Кадыров, очень изменился подход к пониманию процессов, происходивших на российском Кавказе по сравнению с тем, что они читали по западным СМИ. Затем мы переехали в Эр-Рияд, и там был целый ряд интересных встреч, в частности, с одним из самых опытных политиков мира главой внешнеполитического ведомства Саудом аль-Фейсалом. Чувствовалось, что он хотел послушать, что скажет Кадыров, его нестандартные вопросы раскрывали глубину интереса. Например, он спросил, как получилось, что в Чечне, где очень образованный народ, на стартовом этапе изменений в республике инициативой овладели экстремисты? Кадыров подробно ответил, что у людей поначалу были надежды на преобразования, но потом выяснилось, что все скатывается в плоскость сепаратизма и раскола между народами, что степень воздействия враждебных циничных сил, которые располагались далеко от Чечни, была недооценена", - рассказал посол.

В итоге, в ходе переговоров произошел окончательный перелом в отношении Саудовской Аравии к России. "Саудовцы зафиксировали, что иметь дело с Кадыровым можно и нужно, была достигнута договоренность продвинуться по всем торговым и экономическим направлениям. Для этого прошли дополнительные встречи на уровне первых лиц. И везде Кадыров производил очень сильно впечатление, причем весь визит он выступал в двойном качестве: не только как руководитель Чечни и представитель кавказских регионов, но и как часть российского руководства, то есть как российский политический деятель, которого принимали в Эр-Рияде. Та поездка стала составной частью общего восстановления нормальных отношений с Россией, и заслуга его в этом очень велика", - обратил внимание Андрей Бакланов, добавив, что дипломатические переговоры в январе 2004 года были штучным явлением, поскольку до того серьезные разночтения не позволяли наладить регулярный политический диалог двух стран.

25895 просмотров

Видео

Все видео


реклама