Международный мультимедийный пресс-центр РИА Новости при участии и содействии Информационно-аналитического агентства "Вестник Кавказа" завтра, 21 февраля, проводит круглый стол на тему: "Депортация: как не стереть память истории", посвященный очередной годовщине выселения чеченцев, ингушей, крымских татар, карачаевцев и других народов, с точки зрения сталинского режима "помогавших фашистским оккупантам".
В чем обвиняли попавших под молот репрессий? Не кроется ли причина многих сегодняшних межэтнических проблем в нашей собственной истории? Кто и как помогал жертвам системы пережить годы изгнаний? Что необходимо предпринять для сохранения памяти погибших?
На эти и другие вопросы ответят участники круглого стола:
- главный редактор ИАА "Вестник Кавказа", руководитель Информационно-аналитического центра МГУ им. Ломоносова Алексей Власов;
- руководитель Центра Кавказоведения Российского государственного гуманитарного Университета, заместитель генерального директора Информационно-аналитического центра МГУ им. Ломоносова Исмаил Агакишиев;
- народный артист Республики Ингушетия Сулумбек Мамилов;
- директор Института тюркологии Ахмат Глашев;
- председатель Исполкома Российского конгресса народов Кавказа Алий Тоторкулов;
- председатель Союза писателей Чеченской Республики Канта Ибрагимов;
- эксперт Центра Кавказоведения РГГУ Евгений Кришталёв
Мероприятие пройдет в Малом зале Международного мультимедийного пресс-центра РИА Новости 21.02.2012 в 13:00 по адресу: Зубовский бульвар, 4 (м. "Парк культуры").
Когда мы вернёмся
Когда мы вернёмся домой всем народом,
Придётся вам вспомнить откуда мы родом,
Придётся вам вспомнить откуда вы сами
Незваными здесь объявились гостями.
Как станет невмочь быть послушными псами,
Мы милости вашей просить перестанем.
Мы гордость свою вековую припомним,
От хаттов и касков ведущую корни.
Когда мы вернемся, а мы все вернемся!
Однажды в степи иль горах соберёмся
И весело, с музыкой справим поминки
По вашим указам, по вашим дубинкам,
По сказочкам вашим о дружбе народов
В то время, когда нас лишали свободы!
Лишали Отчизны, Надежды и Бога,
Мостя из развалин мечетей дороги!
По вашей удобной сговорчивой правде,
Пайками оплаченной верности ради.
По вашей оплёванной внуками вере,
Что можно народы казнить для примера.
Когда мы вернёмся, поклонимся в пояс
Тому, кто хранит ещё память и совесть,
Кто нашим тиранам не пел аллилуйю,
Как старшему руку тому поцелуем.
С того, кто нас подленько травит поныне,
Мы маску народных ревнителей снимем
И пусть они глянут в лицо нам открыто,
Не прячась за власти худое корыто!
Когда мы вернёмся, всё будет иначе,
И тот, кто нас топчет, пусть с горя заплачет,
Как плакали наши отцы на чужбине,
Когда матерей своих там хоронили.
Когда мы вернёмся, земля наша вскрикнет
И духов своих по Черкесии кликнет,
Вернёт родники к долгожданным истокам
И пепел отцов возвратит их потомкам.
Мы слёзы утрём им, прощенья попросим
И слово дадим, что вовеки не бросим,
По воле своей ли, чужой ли, как прежде,
Ведь в ней наша память и наша надежда.
Мы в сердце любовь к ней сквозь всё проносили!
Не всем этот путь оказался по силе,
Но даже кто падал, тот знал, мы вернёмся,
Все вместе под небом родным соберёмся!
Аудиоверсия стихов
Депортации народов в СССР: печальные уроки этнической политики СталинаЛиля Буджурова
23 февраля исполняется 68 лет с момента депортации чеченского и ингушского народов с территории Северного Кавказа в Казахстан. Но, кроме чеченцев и ингушей, в СССР в разные годы были выселены еще два десятка этносов, о которых почему-то не принято широко говорить в современной истории.
Депортация целого народа - это печальная страница СССР 1930-1950-х гг., "ошибочность" или "преступность" которой вынуждены признать практически все политические силы. Аналогов подобному злодеянию в мире не было. В древние времена и в период средневековья народы могли уничтожить, согнать с насиженных мест с целью захвата его территорий, но организованно переселить его в другие, заведомо худшие условия, не додумался никто, как и ввести в пропагандистскую идеологию СССР такие понятия, как "народ-предатель", "наказанный народ" или "поруганный народ".
Депортации были подвержены два десятка народов, населявших СССР. Это корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, балкарцы, калмыки, чеченцы, ингуши, крымские татары и турки-месхетинцы, болгары Одесской области, греки, румыны, курды, иранцы, китайцы, хемшилы и ряд других народов. Семь из вышеперечисленных народов при этом еще и лишились своей территориально-национальной автономии в СССР:
Довоенная волна депортаций: для нее было характерно то, что удар наносился по диаспорам, имеющим свои национальные государства за пределами СССР или компактно проживающим на территории другой страны. Люди выселялись только из приграничных районов, выселение не напоминало спецоперацию, не проводилось молниеносно, как правило, людям давалось на сборы около 10 дней (это предполагало возможность незаметно уехать, чем и воспользовалась часть людей).
Все довоенные выселения были лишь превентивной мерой и не имели под собой никаких оснований, кроме надуманных опасений высшего руководства в Москве в вопросе "укрепления обороноспособности государства". То есть репрессированные граждане СССР с точки зрения УК не совершили ни какого преступления, т.е. само наказание последовало еще до самого факта преступления.
Вторая волна массовых депортаций приходится на Великую Отечественную войну. В первую очередь в ней пострадали немцы Поволжья, которые в полном составе были отнесены к потенциальным "коллаборантам". В течение 1941 года подавляющее большинство их было переселено в Казахскую ССР. Автономная ССР Немцев Поволжья (существовала с 19 октября 1918 года до 28 августа 1941 года) была срочным образом ликвидирована, ее столица город Энгельс и 22 кантона бывшей АССР Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1941 г. были разделены и включены в состав Саратовской (15 кантонов) и Сталинградской (Волгоградской) (7 кантонов) областей РФ.
Кроме немцев, другими превентивно переселенными народами стали греки, румыны, болгары и финны. Причины: союзниками гитлеровской Германии, напавшими на СССР в 1941 г, были Венгрия, Румыния, Италия, Финляндия и Болгария (последняя не посылала войска на территорию СССР)
В конце 1943 - начале 1944 годов были подвержены наказанию калмыки и карачаевцы. Они были первыми, кого репрессировали в наказание за реальные действия.
21 февраля 1944 года был издан указ Л. Берии о депортации чеченцев и ингушей. Тогда же произошло принудительное выселение балкарцев, а через месяц за ними последовали кабардинцы.
В мае-июне 1944 года преимущественно в Узбекистан были переселены крымские татары.
Осенью 1944 года с территории Закавказских республик в Среднюю Азию были переселены семьи турков, курдов и хемшили.
После окончания боевых действий на территории СССР частичной депортации подверглись сотни тысяч украинцев (из западной части республики), литовцев, латышей и эстонцев.
Для второй волны депортаций была характерна внезапность - люди не могли даже догадываться, что завтра их всех выселят. Депортация целого народа происходила в предельно короткие сроки. Люди просто не успевали организоваться для какого-либо сопротивления. Представители определенной национальности выискивались и подпадали под наказание. Людей отзывали даже с фронта. Именно тогда граждане стали скрывать свою национальность.
Против тех, кто пытался бежать, применялось оружие. Условия транспортировки были ужасными, людей везли в товарных вагонах, не кормили, не лечили, не обеспечивали всем необходимым. На новых местах ничего не было готово для жизни, депортированных часто высаживали просто в голой степи.
По некоторым данным, потери в пути составляли до 30-40% от числа вынужденных переселенцев. Еще 10-20% не удавалось пережить первую зиму на новом месте.
Инициатором большинства депортаций был нарком НКВД Лаврентий Берия, именно он подавал главнокомандующему докладные с рекомендациями. Но решение принимал Иосиф Сталин и ответственность за все, что происходило в стране, нес лично он. Какие же причины считались достаточными, чтобы лишить родины целый народ, бросив его вместе с детьми и стариками в безлюдной, холодной степи?
Шпионаж. В этом обвиняли без исключения все репрессированные народы. "Некоренные" шпионили в пользу своих метрополий. Корейцы с китайцами в пользу Японии. А коренные сообщали информацию немцам.
Коллаборационизм. Касается выселенных во время войны. Имеется в виду служба в армии, полиции и других структурах, организованных немцами. Например, немецкий фельдмаршал Эрих фон Манштейн писал:"…Большинство татарского населения Крыма было настроено весьма дружественно по отношению к нам. Нам удалось сформировать из татар вооруженные роты самообороны, задача которых заключалась в охране своих селений от нападений скрывавшихся в горах Яйлы партизан". В марте 1942 года в ротах самообороны служило уже 4 тыс. человек, а ещё 5 тыс. человек находились в составе резерва. К ноябрю 1942 г было создано 8 батальонов, в 1943 г еще 2. Численность крымских татар в составе фашистских войск в Крыму, по данным Н.Ф. Бугая, состояла более 20 тыс. человек.
Аналогичная ситуация прослеживается по ряду других депортированных народов: это массовое дезертирство из рядов Красной Армии, добровольный переход на сторону противника, помощь в борьбе с советскими партизанами и армией, диверсии или подготовка диверсий на стратегических объектах или коммуникациях, предатели. Причем процент предателей среди представителей депортированного народа должен быть очень высок – намного выше 50-60%. Только тогда имелись достаточные основания для его принудительного выселения.
Естественно, это не касается наказанных до войны народов. Их репрессировали только за то, что они в принципе могли бы совершить все вышеперечисленные преступления.
Какие еще мотивы мог преследовать "Отец всех народов"?
Обезопасить важнейшие для страны регионы или "подготовить" место для какого-то важного события. Так, крымских татар выселили как раз перед Ялтинской конференцией. Никто даже гипотетически не мог допустить, чтобы на Большую Тройку немецкие диверсанты совершили покушение на территории СССР. А насколько обширную агентурную базу имел Абвер среди местных татар, советские спецслужбы знали очень хорошо.
Избежать возможности крупных национальных конфликтов, особенно на Кавказе. Народ, в большинстве своем сохранявший верность Москве, после победы над гитлеровцами мог начать мстить народу, многие представители которого сотрудничали с оккупантами. Или, например, потребовать для себя награды за свою верность, а награда – это земли "предателей".
Депортации советских народов принято сравнивать с интернированием. «Защитники» Сталина обычно говорят, что интернирование является обычной практикой, причем оформленной на уровне международного законодательства. Так, согласно Гаагской конвенции 1907 года, государство имеет право население, принадлежащее к титульной нации(!) противостоящей державы, "…водворить, по возможности, далеко от театра войны. Оно может содержать их в лагерях и даже подвергнуть заключению в крепостях или приспособленных для этой цели местах". Так поступали многие страны-участники Первой мировой войны, так поступали и во Вторую мировую (например, англичане по отношению к немцам или американцы по отношению к японцам). В связи с этим стоит сказать, что И.Сталина никто бы не обвинил, если бы его репрессии ограничились только немцами. Но прикрываться Гаагской конвенцией, оправдывая наказание двух десятков этнических групп, по меньшей мере, нелепо.