Многие ожидали, что новый президент США будет проводить более мягкую внешнюю политику и оттеснит воинственно настроенных политиков в Белом доме, но похоже, что Джо Байден придерживается более агрессивного подхода, чем его предшественники. Соединенные Штаты широко применяют практику двойных стандартов в международной политике. Об этом директор Института демократии и прав человека в Азербайджане Ахмед Шахидов рассказал в интервью Tehran Times.
- Как после Второй Карабахской войны складываются отношения между Азербайджаном и Арменией?
- После подписания исторического мирного соглашения от 9-10 ноября 2020 года между Азербайджаном и Арменией сохраняется некоторая напряженность, вызванная двумя вопросами.
Первый - азербайджанская сторона требует от Армении карту минных полей на освобожденных территориях, но Ереван отказывается предоставить эти карты. За последние полгода около 50 азербайджанских военнослужащих и мирных жителей погибли при подрывах мин на этих территориях. Азербайджан обращался по этому поводу в международные организации, но, к сожалению, никаких позитивных результатов пока достигнуто не было.
Второй вопрос касается военных диверсантов, задержанных азербайджанской стороной. После соглашения от 9-10 ноября группа армянских диверсантов напала на позиции азербайджанских военнослужащих, были погибшие. В ответ на эти действия была проведена антитеррористическая операция, и террористы-диверсанты были задержаны. В настоящее время ожидается суд над ними в соответствии с законом. В Азербайджане они считаются террористами, а Армения настаивает на том, что это военнопленные, требуя их возвращения из Баку.
Эти два вопроса вызывают напряженность между сторонами.
- Вы полагаете, что в регионе будет достигнут долгосрочный мир? Какие факторы угрожают региональной стабильности?
- Конечно, соглашение от 9-10 ноября служит установлению долгосрочного мира в регионе. Азербайджан к этому готов и полностью выполняет условия соглашения. В Армении же есть реваншистские силы, которые угрожают Азербайджану новой войной. Обстановка в регионе остается в целом спокойной, но еще слишком рано говорить об установлении долгосрочного мира. В свои дома должны вернуться беженцы, должна быть восстановлена инфраструктура. Мы находимся в начале долгого и трудного пути к установлению прочного мира.
- Какова, на ваш взгляд, политика США по армяно-азербайджанскому конфликту? Видите ли вы какие-либо изменения в политике Вашингтона?
- Политика США пронизана двойными стандартами. Не только по карабахскому вопросу, но и по другим конфликтам в мире позиция американского правительства направлена на обеспечение собственных интересов. США являются одним из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, искавшей пути мирного урегулирования карабахского конфликта. Но за последние 30 лет не наблюдалось никакой серьезной посреднической миссии Вашингтона. Во время Второй Карабахской войны администрация Байдена также делала заявления в поддержку оккупации, что небезосновательно усилило недоверие США к Азербайджану.
Заявление Джо Байдена, использовавшего формулировку "геноцид армян" в отношении трагических событий в Османской империи 1915 года, также является методом давления и шантажа Турцию. Это использовалось в качестве угрозы на протяжении многих лет, но в этом году маска Вашингтона была наконец сорвана, и мы увидели настоящую Америку. В отличие от предыдущих президентов, Джо Байден проводит более агрессивную политику. Это касается не только Турции. Мы также наблюдаем хищническую политику в отношении России, Китая, Ирана и других стран. Цель американского правительства состоит в том, чтобы восстановить мировое лидерство. Но уже слишком поздно. США больше не являются мировым лидером.
- Как вы оцениваете экономические связи Ирана и Азербайджана? Как они развиваются после того, как в Тегеране выразили готовность внести свой вклад в восстановление Карабаха?
- Азербайджан продолжает развивать отношения с Ираном. Во время 44-дневной войны Тегеран придерживался справедливой позиции - Исламская Республика Иран официально поддержала территориальную целостность Азербайджана. Этого мы и ожидали от Ирана. Экономические отношения между двумя странами развиваются. Когда президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил освобожденные от оккупации Джебраильский и Зангиланский районы, он назвал азербайджано-иранскую границу границей дружбы. В ходе официального визита министра иностранных дел Ирана Джавада Зарифа в Баку в обсуждалось участие иранских компаний в восстановлении Карабаха. Считаю, что Ирану следует действовать активнее на этом направлении. У Ирана имеется большой опыт в этой области и есть необходимость применения этих практик в Карабахе.
- Как вы относитесь к китайской инициативе "Один пояс - один путь"? Способна ли она укрепить связи между региональными игроками?
- Китайская инициатива "Один пояс - один путь" - глобальный проект, который принесет пользу всем странам региона. Страны Южного Кавказа играют большую роль в реализации этого проекта, который вызывает беспокойство западных кругов. Потому что с реализацией этого проекта значение Китая в мире растет, а значение США и Запада серьезно снижается. Также от этого проекта выиграют Иран, Азербайджан, Турция, Грузия и другие страны. Думаю, что этот проект изменит не только экономическую картину мира, но и геополитическую.