Вестник Кавказа

Леонид Григорьев: «Российская нефть намного надежнее, чем та, что идет с Ближнего Востока»

Мария Сидельникова

МВФ снизил прогноз по росту мировой экономики в этом году до 3,5%. Пересмотр связан с переоценкой перспектив экономики Китая, России, зоны евро и Японии, а также ослаблением активности в некоторых странах-экспортерах нефти вследствие резкого снижения цен на нефть. О факторах, влияющих на нефтяные цены, "Вестнику Кавказа" рассказал главный советник руководителя аналитического центра при правительстве РФ Леонид Григорьев.

- Что, по вашему, сегодня оказывает влияние на формирование нефтяных цен и возможна ли их стабилизация?

- На рынке избыток нефти, если брать текущий уровень - до 1 млн баррелей в день, то есть примерно 1% мирового потребления. Чтобы кто-то взял и просто срезал миллион баррелей? По-настоящему, это могут сделать только Саудовская Аравия с Кувейтом, потому что у них тип такой технологий, больше резервы, чуть меньше нужно для бюджета, у них свобода рук. Однако у них нет никакой особенной необходимости это срочно делать, поэтому, с точки зрения финансов, несколько месяцев низких цен на нефть все выдержат.
Вопрос что будет, если такая ситуация сохраниться на год или два. Почти все основные экспортеры заложили в свои бюджеты цену на нефть 80 дол. за баррель. Естественно, Нигерии, Венесуэле нужно намного больше - за 100. На самом деле, мы будем видеть огромные финансовые проблемы у нефтедобывающих стран.
Причем проблемы будут и в США - там целый ряд отраслей будут задеты. Поэтому основная проблема, которую мы сейчас будем наблюдать - перестройка под новые цены проектов в нефтедобыче, в нефтепереработке, а также межтопливная и межстрановая конкуренция.
Вот такая фантастическая ломка сложившихся пропорций. Посмотрим, насколько смогут страны, которые наибольшим образом страдают в финансовом плане от низких цен на нефть, надавить на коллег. В 1986-ом и 1998 году уже дважды наступали на грабли. После этого потребовались годы, чтобы вернуться к каким-то стабильным ценам. Думаю, что сегодня решающий вопрос, будет ли какая-то коррекция цен с помощью ОПЕК, решится в марте.

- Страны прикаспийской пятерки могут как-то повлиять на корректировку нефтяных цен?

- Нет. Здесь сравнительно небольшие объемы. Иран только выходит из-под санкций. Даже все вместе он не выдают таких объемов нефти, чтобы срезать миллион баррелей в день.

- Влияют ли на повышение цен действия на Ближнем Востоке террористической группировки «Исламское государство»?

- Как ни парадоксально, не влияют. При других обстоятельствах, если бы они угрожали нефтедобыче, скажем, в Южном Ираке или Курдистане, то это могло бы вызвать взрыв цен, как это было в связи с Ливией. Причем «ИГ», поскольку им нужны деньги, вообще бы продавали нефть по 25-30 дол. за баррель. То есть немедленный эффект дала бы не их угроза, которая бы повышала цены, а демпинг, который понижал бы. Там не очень большие объемы, но они, как раз, не сработали на повышение. Но Ближний Восток остается очень волатильным и в долгосрочном плане, я думаю, все понимают, что российская нефть намного надежнее в этом смысле.

17255 просмотров