Односторонний выход США из иранской ядерной сделки не привел к разрыву международного соглашения по ядерной программе Ирана: европейские участники сделки – Германия, Британия и Франция – отказались следовать примеру Вашингтона, подтвердив свою приверженность исполнению сделки. США уже ввели новые санкции против Ирана и сотрудничающих с ним стран, включая Россию, что подстегнуло цены на нефть, но пока что никаких других последствий у этого американского демарша против международного сообщества нет. "Вестник Кавказа" побеседовал со старшим научным сотрудником Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института Востоковедения РАН Ланой Раванди-Фадаи о том, чего стоит ждать миру от "шестерки переговорщиков" и Ирана в ближайшей перспективе.
- По вашей оценке, как изменится исполнение ядерной сделки с Ираном без США?
- Де-факто изменилось не так много, помимо того, что Трамп выходом из сделки создал пропасть между Европой и США. Европа не поддержала его решение, и это означает, что под действующие и новые американские санкции могут попасть европейские компании, которые захотят продолжить сотрудничество с Ираном. Иран возвращается в прежнее неприятное положение, но для него это не является действительно опасным событием. Напомню, что в Иране есть люди, и во власти, и среди населения, которые сами выступают против заключения сделки и исполнения СВПД – по той простой причине, что соглашение с "шестеркой" почти не принесло ничего нового в их жизнь. США, исполняя свои обязательства по сделке, приостановили часть санкций, но это не сказалось на иранской экономике.
Что касается будущего, то сейчас самое главное – это чтобы заявления и поступки Трампа не спровоцировали Иран на необдуманные шаги. Пока что мы видим заявления президента Ирана Хасана Рухани и его команды о том, что Тегеран продолжит исполнять СВПД, и при сохранении поддержки сделки со стороны переговорщиков ситуация не будет ухудшаться, по крайней мере, на многостороннем уровне и все оставшиеся в соглашении страны продолжат соблюдать его условия. То, что сейчас прогнозируется чуть ли не война между США и Ираном с 12 мая, является, скорее всего, не фактом, а частью излюбленной тактики Трампа – зажать противника, поставить его в безвыходное положение, чтобы заставит пойти на озвученные условия. При этом, что тоже характерно для Трампа, непонятно, чего именно он хочет сейчас от Ирана.
Безусловно, действия американского президента связаны с его окружением, с лобби со стороны Израиля и Саудовской Аравии, к которому он прислушивается – как говорит Трамп и огромное количество американских экспертов, это его главные друзья. Также он противодействует программе предыдущего президента Барака Обамы, не приемлет улучшения отношений с Ираном при Обаме. Влияния лобби и собственных желаний ему оказывается достаточно, чтобы начать действовать. Американцы в этом плане уникальны – они способны обвинять и судить, не предъявляя ни одного доказательства. Нет доказательств того, что Иран – террористическое государство, одни пустые слова, но им этого и не требуется, как в свое время не потребовалось ничего, чтобы мотивировать вторжение в Ирак и свержение Саддама Хусейна. Просто работает пропаганда, которая диктует обвинения и наказания – выход из сделки и возвращение санкций.
- По вашей оценке, что удержало Лондон, Париж и Берлин от выхода из сделки вслед за Вашингтоном?
- На мой взгляд, их удержало как раз отсутствие доказательств нарушений Ираном соглашения, а также непредсказуемость поведения американцев, которые, когда хотят, заключают сделку, когда не хотят, выходят из нее и вводят санкции в любой момент по желанию. Для здравомыслящих людей это никак не может быть правомерными действиями.
При этом сейчас сложно прогнозировать, будут ли европейцы и дальше поддерживать сделку или в какой-то момент выйдут из нее, опять же, исключительно в силу непредсказуемости Вашингтона. Если США последовательно начнут наращивать санкционное давление на Иран и, что самое главное, его европейских партнеров, то возможно все. Европейские компании могут испугаться того, что они пострадают от продолжения сотрудничества с фирмами, к которым уже полноценно применяются американские санкции, так что все будет зависеть от того, как будут реагировать американцы на контакты Европы с Ираном. Пока что можно уверенно говорить лишь о том, что возвращение американских санкций скажется и на экономических, и на политических отношениях Тегерана с ЕС.
Санкции могут и усилить иранско-европейские связи, скажем, европейские банки начнут работать с Ираном напрямую, потому что евро – достаточно сильная валюта. В то же время, все европейские банки работают с долларом, и американцы могут попросту заявить им, что прекратят сотрудничать с ними за контакты с иранскими компаниями. Таким образом Европу можно заставить отказаться от Ирана. Италия или Испания еще могут показать свой характер и продолжать работать с Тегераном, но у них относительно слабая экономика, а флагманы ЕС, Германия и Франция, все равно в той или иной степени подчиняются США, живут под американским давлением. Возможно, сейчас они начнут задумываться о том, что нельзя так сильно зависеть от партнера, чье поведение невозможно предугадать, но все же это скорее утопия.
- Можно ли сейчас прогнозировать, каким будет поведение Ирана в отношении ядерной сделки в ближайшие месяцы?
- Если во время прихода к власти Трампа реакция в Иране была бурная, люди буквально паниковали, настроения в обществе царили самые ужасные, то сейчас граждане успокоились и были уже готовы к подобным выходкам США. Я сама надеялась до последнего, что Трамп не выйдет из сделки, но все иранцы уже морально приготовились к такому повороту событий. Иран уже почти 40 лет живет под американскими санкциями, и он продолжит строить свою экономику далее, будет искать новые выходы из этого положения. И в ближайшее время Иран все-таки будет продолжать придерживаться СВПД.