В Нидерландах на собрании руководителей и уполномоченных представителей альпинистских организаций, входящих в Международную федерацию альпинизма и скалолазания (UIAA), президентом Молодежной комиссии единогласно избран президент Федерации альпинизма Азербайджана Исрафил Ашурлы. Впервые представитель Азербайджана получает такое высокое назначение в крупной международной спортивной организации. О том, что означает новая должность для азербайджанского альпиниста, какие обязанности она накладывает, и какие возможности предоставляет "Вестнику Кавказа" рассказал сам Исрафил Ашурлы.
- Какой спектр задач находится в ведении Молодежной комиссии UIAA?
- UIAA - международная организация, Федерация альпинизма и скалолазания со штаб квартирой в швейцарском Берне. Она состоит из нескольких комитетов, так называемых комиссий. Две ведущие комиссии – по ледолазанию и молодежная. Молодежная комиссия отвечает за развитие и популяризацию альпинизма среди молодежи, но не только самого альпинизма, но и всех прикладных дисциплин, которые с ним связаны: это и ледолазание, и скалолазание, и трекинги в горах, и, то, что существует помимо спорта, так называемая горная культура. Дети учатся правилам нахождения в горах, изучают связанные с этим экологические аспекты. Деятельность Молодежной комиссии во многом напоминает американское скаутское движение, только гораздо шире. Она организовывает специальные молодежные спортивные фестивали, специальные лагеря, которые проводятся в самых разных уголках Земли. Это могут быть и испанские Пиренеи, и французские Альпы, и чилийские Анды, и даже наш Кавказ.
Деятельность комиссии находится под патронажем Международного олимпийского комитета, поскольку федерация UIAA признана главной олимпийской организацией планеты. Также существует организация ARISF, которая в том числе курирует Молодежную комиссию Федерации альпинизма и скалолазания. В ее составе альпинисты числятся вплоть до получения ими статуса профессиональных спортсменов.
Одна из дисциплин – ледолазание - уже признана олимпийским видом спорта и сегодня ведет борьбу за включение в программу Зимних Олимпийских игр. Спортсмены начинают профессионально выступать примерно с 20 лет. В этот спорт они приходят как раз из движения, контролируемого молодежной комиссией, которая с детства прививает необходимые знания, в том числе и по ледолазанию, проводит соревнования фестивального характера. Таким образом, увлеченные горами юноши и девушки приходят в спорт уже подготовленными, знают, что им предстоит. В рамках спортивных и фестивальных соревнований происходит своеобразная селекция.
- Какое значение для Азербайджана и всего Кавказского региона имеет ваше назначение на главный пост в Молодежной комиссии?
- Главное, что представитель Азербайджана получил место в международной организации, причем не просто в виде членства, а возглавил одну из комиссий. Это произошло впервые, и, на мой взгляд, этот момент очень важен, в том числе, и для меня. Я считаю, что это событие надо рассматривать как признание той политики руководства Азербайджана и лично президента страны Ильхама Алиева в деле популяризации спортивного движения в целом. Редко в какой стране президент лично возглавляет Национальный олимпийский комитет и с таким вниманием относится к проблемам спорта.
Помимо политического измерения, мое назначение даст возможность участия в курировании всех крупных проектов UIAA, в том числе и глобального характера, поскольку в соревнованиях могут быть задействованы все континенты.
Некий акцент хочется сделать и на Азербайджане, поскольку все знают, что наша страна располагается на Кавказе, но как ни странно порой больше говорят о грузинском или российском Кавказе, хотя азербайджанские горы, пусть и не такие высокие, но очень красивые и идеально подходят для формата молодежных фестивалей. Одна из наших задач, которая поможет популяризации альпинизма и всего альпинистского движения в Азербайджане, и в целом во всем регионе, если брать Грузию, юг России, Иран, Турцию, это реализация интересного проекта, который переместил бы акцент по проведению фестивалей "Европа-Азия" непосредственно на территорию Азербайджана. Хотя бы в формате разового, двухразового мероприятий проводимых раз в два года.
Сейчас мы принимаем участие в организации первого чемпионата мира по ледолазанию среди молодежи, совместно с Комиссией по ледолазанию. Этот опыт мы могли бы в последующем реализовать в Азербайджане, и мы его реализуем.
Тот опыт и те возможности, которые мы получим в ходе работы в международной комиссии, очень хотелось бы перенести в Азербайджан. У нас уже существует большое сообщество азербайджанских альпинистов и скалолазов, которое продолжает расти, хотелось бы приблизить его к европейским, международным стандартам. Последние несколько лет мы это делаем, а с выходом на международную арену это движение получит новый импульс.
Конечно, работа в международной структуре будет забирать много внимания, но поскольку я еще руковожу и Федерацией альпинизма Азербайджана, все вышеперечисленные моменты обязательно найдут отклик в молодежной спортивной политике, которую мы намерены проводить.
Никто не скрывает, что нам нужны чемпионы. Это всем важно, это все любят, вне зависимости от того, олимпийский вид спорта или нет. Но спортсмены имеют свой период становления. Поэтому наша задача - начинать вести спортсменов с самого детства, определять самых перспективных. К моменту, когда ледолазание войдет в список олимпийских видов спорта, а это может произойти в течение ближайших 10 лет, мы должны иметь уже подготовленных спортсменов, которые смогут побороться за медали. Поскольку я сохранил за собой пост генерального секретаря Комиссии по ледолазанию, то, совмещая эти должности, полагаю, мы сможем оптимально подготовить и нашу команду, вывести на новую орбиту молодежное спортивное движение в горах.
Что касается молодой смены, то в Азербайджане уже сегодня имеется очень хорошо организованное "скаутское движение". Ребята собираются, убирают мусор, совершают экологические выезды, устраивают разные экологические акции и мероприятия. При этом у них есть большая тяга к спорту, это то, что мы должны развивать и поощрять, определять наиболее толковых ребят и давать им возможность реализовываться.
- На каком этапе находится процесс включения ледолазания в календарь Олимпийских игр?
- Чтобы вид спорта смог вести борьбу за включение в программу Олимпиады, его сперва должны признать олимпийским видом спорта, или, как говорят, включить в "олимпийскую семью". Это первый шаг. Олимпийский комитет сначала признает существование определенной федерации, и подтверждает, что она ему интересна. Потом одну из дисциплин, представляемых федерацией, номинируют на включение в список олимпийских видов спорта, в "олимпийскую семью".
Следующий шаг, который может быть довольно длительным – это завоевание места в программе зимних или летних Олимпийских игр. Здесь требуется наличие соревнований в этом виде спорта с участием определенного количества континентов, определенного количества стран, должны быть детские и паралимпийские соревнования. На соревнованиях всегда могут присутствовать комиссары от МОК, предъявляются требования по зрелищности, работе со СМИ, наличию постоянного диалога с Олимпийским комитетом. Несмотря на очередь желающих попасть в программу Зимних Олимпийских игр, я оцениваю наши шансы как достаточно высокие. Благодаря усилиям, предпринятым UIAA, ледолазание включено в культурную программу Олимпийских игр 2014 года, которые пройдут в Сочи. Все зрители смогут ознакомиться с этим видом спорта, оценить его по достоинству. Следующие за сочинскими зимние игры 2018 года пройдут в Южной Корее. Эта страна является одним из лидеров по ледолазанию, оно там очень популярно. Шоу, которое они покажут, будет еще зрелищнее, что не может не приблизить ледолазание к включению в олимпийскую программу.
Кроме того хочу отметить, что Комиссия по ледолазанию уже начала подписывать спонсорские контракты, ей заинтересовалась американская компания North Face, один из крупнейших производителей одежды и снаряжения для активного образа жизни. Контракт подписан на 6 лет. Благодаря этому спонсорству Комиссия сможет внедрить ледолазание в Южной и Северной Америке, в последней планируется провести один из этапов кубка мира.
Мы буквально стучимся в двери Олимпиады. Помогает и факт соответствия одному из важных критериев зимних олимпийских игр, согласно которому соревнования должны проходить на природе, а не в зале. Соревнования по ледолазанию на время очень зрелищны и нравятся комиссарам из МОК.
- Каковы ваши ближайшие планы? В какие горы собираетесь?
- В этом году у меня было много организационной работы и в большие экспедиции я попасть не смог. В первую очередь, это связано с тем, что я организовал три экспедиции для нашей высотной молодежной команды. Пришлось пожертвовать личными планами и пропустить экспедицию на заветную К2. Но это стоило того. Ребята не подвели. За сезон они совершили три отличных восхождения, причем все выше 7 тысяч метров. Команда работала автономно, в спортивном режиме, но это требовало серьезной организационной работы, нужно было постоянно держать руку на пульсе.
В следующем году я уже в составе этой команды отправлюсь в экспедицию либо в Каракорум, либо в Гималаи. В обоих случаях это будут высоты свыше 8 тысяч метров. Впервые это будет полностью азербайджанская экспедиция. Раньше мы участвовали в подобных предприятиях только в составе международных коллективов. Нынешняя команда Азербайджана молода, сильна и амбициозна. Мы очень рады тому, что у нас сформировался новый коллектив "высотников".
Анонс новой экспедиции будет сделан в районе декабря-января, тогда же будет официально объявлен и состав участников, и время, и район и высота экспедиции.