Вчера исполнилось 25 лет СНГ, созданному для взаимодействия бывших союзных республик после того, как главы 11 новых независимых государств подписали соответствующую Алма-Атинскую декларацию. «Был период эйфории, когда все думали, что все останется по-прежнему. Был период экономического романтизма, когда считалось, что каждая страна, интегрируясь в мировую экономическую систему, будет успешно развиваться самостоятельно. Сейчас к 25-летнему юбилею страны достаточно четко осознают, что вместе они сильнее», - считает директор департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ.
- Как бы вы оценили экономическое взаимодействие бывших советских республик, в частности России и стран Южного Кавказа?
- За эти годы было немало событий во взаимоотношениях между закавказскими странами, и в их контактах с Россией. Но сейчас ситуация достаточно устойчивая, стабильная. Санкции и ответные меры, введенные за последние годы во взаимоотношениях между Россией и другими странами Запада, стимулировали замещение товарных потоков в пользу стран Содружества на российском рынке. Мы отмечаем значительный рост поставок овощей и фруктов, в том числе из Азербайджана. Еще есть определенные таможенные, транспортно-логистические проблемы, но они носят непринципиальный технический характер, их надо снимать. Дальнейшее сотрудничество будет расти, и рынок здесь очень большой.
Стержнем для дальнейшего наращивания экономических отношений с Азербайджаном может стать международный транспортный коридор «Север-Юг». Та его часть, та его ветка, которая проходит по западному побережью Каспийского моря и охватывает Россию, Азербайджан, Иран и дальше выход на страны Южной Азии, Юго-Восточной Азии. Он может стать очень важным элементом взаимного сотрудничества. 8 августа лидеры России, Азербайджана и Ирана подписали соглашение об активизации строительства этого коридора. Думаю, в ближайшие месяцы мы станем свидетелями пуска и железнодорожных поездов, и автомобильного сообщения по этому направлению.
- Как развиваются экономические связи с Арменией в рамках интеграционных структур?
- Они носят стабильный, постоянный характер. Импульсом для их развития стало присоединение Армении к Евразийскому экономическому союзу. Общей границы у нас нет, но снятие экспортных и импортных таможенных пошлин сыграло позитивную роль. Более того, сейчас Армения возглавляет органы ЕврАзЕС. Пост министра Евразийской экономической комиссии, который курирует внутренние рынки, информатизацию, ИКТ, занимает Карине Миносян. Речь там идет о функционировании внутренних рынков без барьеров и ограничений, а также об электронной торговле.
- Каковы перспективы присоединения Азербайджана к ЕАЭС?
- Перспективы есть всегда. Однако пока можно говорить лишь об усилении взаимодействия, а не о непосредственном членстве. Это сложный процесс. Каждое соглашение - баланс прав и обязательств. Но есть много других каналов помимо членства. Это может быть соглашение о преференциальных взаимоотношениях между Азербайджаном и Евразийским союзом. А членство - вопрос более отдаленного будущего.
***
Говоря в целом об СНГ, Кушниренко заметил, что удалось сохранить и развить общее пространство в таких областях, которые обречены на взаимное сотрудничество: «Интенсивно развивается сотрудничество в областях связи, транспорта, энергетики, науки и научно-технологической области, в области сельского хозяйства, взаимодополнения и замены товарных потоков с мирового рынка потоками внутри наших стран. Этот список открыт, и можно его наполнять». При этом, по словам Кушниренко, по многим направлениям промышленной политики не удалось достичь многостороннего сотрудничества: «Сохраняется и развивается большое количество двусторонних связей, а многостороннее сотрудничество или региональные цепочки добавленной стоимости, которые были в СССР, почти не сохранились. Реализация этой задачи сделает наше Содружество сильным игроком на мировой арене».