На прошлой неделе на площадке РАНХиГС состоялся VIII Гайдаровский форум, темой которого в этом году стало определение модели развития российской экономики в посткризисный период. В диалоге между финансовыми властями, российскими и иностранными экспертами были озвучены и обсуждены ключевые направления деятельности государство в этой сфере. О приоритетах современной экономической политики РФ "Вестник Кавказа" побеседовал с депутатом Госдумы, председателем думского Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолием Аксаковым.
- Анатолий Геннадьевич, в качестве одной из главных целей и правительство, и Центробанк сегодня называют низкую инфляцию. По вашей оценке, почему борьба с инфляцией оказалась сегодня во главе угла работы властей?
- Низкий уровень инфляции – показатель социальной и финансовой стабильности, необходимой для экономического роста и поступательного развития страны. Когда цены не растут чрезмерно, люди чувствуют себя спокойнее и могут планировать свое будущее – и физические, и юридические лица. Также низкая инфляция обеспечивает низкие проценты по кредитам, что позволяет бизнесу привлекать с рынка дешевые деньги. Таковы главные подходы правительства в стремлении к относительно низкой инфляции. Важно понимать, что инфляция не должна быть 2%, ведь она является неотъемлемой составляющей экономического роста: при значительном росте экономики она стимулируется не столько ростом потребительских цен, сколько подорожанием инвестиционных товаров.
- В таком случае, каков наиболее комфортный для российской экономики уровень инфляции сегодня?
- 3,5-4% – вполне приемлемый уровень, который, с одной стороны, будет не так сильно давить на социальное самочувствие людей, а с другой стороны, будет поддерживать и стимулировать экономический рост, поскольку денежно-кредитная политика при таком показателе инфляции перестанет ужесточаться. Напомню, что сейчас достижение низкой инфляции обеспечивается жесткой бюджетной и денежно-кредитной политикой, что означает, в том числе, сокращение денежного предложения, которое чревато дефицитом финансовых ресурсов для обеспечения экономического роста.
- На ваш взгляд, что на самом деле должно быть в центре внимания экономического сектора государства?
- Я считаю, что правительство сейчас слишком сфокусировано на средствах и инструментах формирования экономического роста, но у нет явных, понятных целей. Они работают так, что низкий уровень инфляции и институты конкуренции будут достаточны для обеспечения всего остального – однако, увы ставят таким образом телегу вперед лошади. На самом деле, людям нужен не экономический рост, не проценты макроэкономических показателей, в том числе низкая инфляция сама по себе, а качество жизни. Граждане хотят хорошо жить, потреблять необходимое количество духовных благ, ездить отдыхать – им необходим определенный качественный уровень жизни. Понимания этого у правительства нет. Нам стоит не только говорить о достижениях по экономическим институтам, но и заявить цели, которых мы хотим достичь по благосостоянию людей. Прежде всего, мы должны думать о людях.
- Как в таком случае, должна строиться экономическая политика России?
- Для начала нужно договориться о том, какого качественного уровня жизни граждан мы хотим достичь. Под это качество жизни в интересах людей и должна строиться вся экономическая политика. Только тогда станет понятно, какие препятствия мешают развитию российской экономики, что необходимо ликвидировать, что, напротив, задействовать, каким установить уровень инфляции, как вести денежно-кредитную политика. Подчеркну, что только тогда можно будет спрашивать у правительства отчет, когда все инструменты и механизмы будут выстроены под эту единую цель. Достижение каких бы то ни было макроэкономических показателей без этого ничего не значит – напомню, что в 1980-е у нас были высокие темпы экономического роста, а благосостояние людей скорее ухудшалось. Сейчас нужно составить стратегию, в которой будет прописано достижение определенного качества жизни граждан по каждому периоду. Тогда сразу же появится системность в работе государства.