Вестник Кавказа

Мамука Арешидзе: в Абхазии решающее слово остаётся за Москвой

Георгий Калатозишвили, Тбилиси
Мамука Арешидзе: в Абхазии решающее слово остаётся за Москвой
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

В Грузии внимательно следят за ситуацией в Абхазии после ухода с политической арены президента Багапша и пытаются прогнозировать, какая из группировок абхазской элиты преуспеет в будущей борьбе за президентскую власть. Об этом с ВК беседует известный в стране кавказовед, политолог Мамука Арешидзе.

Господин Арешидзе, очевидно, что за высшую власть в Абхазии будут бороться стразу несколько групп. Какая из них, на ваш взгляд имеет больше шансов на успех?

В первую очередь та, которая сейчас находится у власти. Это премьер-министр Сергей Шамба и вице-президент Александр Анкваб. Кроме того, это может быть бывший вице - президент Рауль Хаджимба, который занял этот пост в результате сложного компромисса, достигнутого в 2004 году во время президентских выборов, на которых Москва поддерживала его против Сергея Багапша. Не будем забывать о бизнесмене Беслане Бутба и некоторых других, кто сейчас находится в оппозиции.
Вообще-то, я бы воздержался от однозначных оценок. Тем более прогнозов, поскольку претендентов много. Имею в виду тех, кто пока не заявлял о своём желании стать президентом, но выйдет на сцену в ближайшее время и, что самое главное, будет обладать немалыми ресурсами.
Но победителя, в конечном итоге, конечно, определит Москва. Решающее слово будет всё-таки за Россией. Сейчас не 2004 год. Больше нет такого тандема, каким был Багапш и Анкваб. Более того, перспективы создания столь же мощного тандема в нынешних условиях не просматривается. Тем самым Москва получает возможность для выбора и манёвра.
Но очень многое будет зависеть от абхазского общества, абхазского народа, который попытается сохранить автономность и суверенность при выборе лидера. Тут хочу обратить внимание, что кроме этнических абхазцев в Абхазии ещё живут другие этнические группы. В частности русские и армяне. В 2004 году Москва не использовала возможность влияния на процессы с помощью  этих этнических групп. Но сейчас они наверняка учтут такую возможность, то есть будут работать и в среде неабхазского населения.

Как бы вы охарактеризовали каждого из основных политиков, начинающих борьбу за власть в Абхазии?

Имена этих политиков давно на слуху. Сергей Шамба – человек, который прошёл хорошую школу дипломатии. Он давно занимается вопросами внешней политики. Кроме того, Шамба известен как один из лидеров национального движения абхазцев ещё начиная с 1980-х годов прошлого века, когда он был ближайшим соратником первого президента республики Владислава Ардзинба. Так что Сергей Шамба – фигура знаковая.
Александр Анкваб – хороший организатор, волевая личность, который очень много знает, умеет и сохраняет тесные связи как внутри Абхазии, так и в России.
Рауля Хаджимба поддерживают ветераны грузино-абхазской войны. А в 2003-2004 годах его лично поддерживал Путин. Так что он близок к секретным службам России и другим силовым структурам. Правда, 7 лет назад он не смог оправдать оказанное ему высокое доверие. Но я всё-таки думаю, что победит кто-то из первых двух. То есть президентом станет либо Шамба, либо Анкваб.

То есть вы считаете, что в Москве больше не будут ставить на Хаджимба?

Нет. Ведь он не смог одержать победу в условиях, когда все карты у него были на руках.

На чью сторону, по вашей информации склоняется само абхазское общество? Имею в виду в данном случае этнических абхазов.

В абхазском обществе есть значительный сегмент, который можно назвать «протестным», то есть он недоволен нынешней ситуацией в Абхазии. Их симпатии наверняка склонятся в сторону Хаджимба или Бутба. При этом не стоит забывать, что есть определённые трения между Сухуми и Москвой по многим вопросам, касающихся имущества, приватизации, границы, возвращения имущества россиянам и так далее.
Определённая часть абхазов считает, что нынешние власти не проводят последовательную политику и слишком лавирует во взаимоотношениях с Россией, идя на недопустимые (с их точки зрения) уступки. Так что, в самом абхазском обществе нет консолидированной позиции. Даже если тандем Шамба - Анкваба победит или президентом станет один из них в условиях конкуренции с другим, всё-таки останется значительная часть общества, голосующего за представителей оппозиции – Хаджимба, Бутба или других кандидатов. В данном случае они выражают мнение и устремления протестного электората.

А кто может стать лидером оппозиции?

Вот на этот вопрос пока ответить очень сложно. Дело в том, что у Хаджимба свой электорат, у Бутба – свой и, наверняка, появится ещё парочка - другая кандидатов, которые начнут  играть на оппозиционном поле.
Не будем забывать, что в Абхазии очень многое зависит от родственных связей, от клановости. Ни одно кавказское общество пока не свободно от клановости. В Абхазии родовая зависимость до сих пор очень сильна. Так что, немаловажным фактором является то, насколько силён и авторитетен тот род, который поддерживает того или иного кандидата.

26000 просмотров

Видео

Все видео


реклама