Вестник Кавказа

«Россия пытается установить на Южном Кавказе стабильность ради стабильности»

Уверен адъюнкт-профессор политических наук школы международных отношений им. Генри Джексона при вашингтонском университете Кристофер Джоунз.

- Можно ли говорить о том, что российско-американские отношения переживают период оттепели? Изменится ли ситуация после того как республиканцы отобрали у демократов значительное количество мест в конгрессе?

- Республиканцы, безусловно, будут проводить очень осторожную, если не враждебную, политику в отношении России. Однако внешняя политика остается прерогативой американского президента и госсекретаря, которые внесли огромный вклад в улучшение американо-российских отношений. Основой этого улучшения можно считать долгосрочные программы - новый договор СНВ, новая стратегия национальной безопасности, заявление по ПРО, программа по сотрудничеству в сфере нераспространения ядерного оружия. Считаю, что отношения, которые сложились между Москвой и Вашингтоном при Обаме и Хиллари Клинтон, не были столь благоприятными с 1990-1991 годов. Думаю, что такое сотрудничество неслучайно и со стороны Медведева-Путина, и со стороны Обамы-Клинтон. Но я опасаюсь, что республиканцы постараются расшатать эти новые хорошие отношения.

- Как вы оцениваете политику администрации Обамы-Клинтон по отношению к бывшим советским республикам, в частности к Грузии и Украине?

- На мой взгляд, такая политика основана на более точном понимании противоречивых событий в Грузии и на Кавказе. Многие расследования показали, что грузинская сторона несет минимум 50 процентов ответственности за августовские события 2008 года. Я не утверждаю, что у Грузии не было законных оснований беспокоиться о действиях России. Но считаю, что Обама и Клинтон отказались от антироссийской прогрузинской политики администрации Буша. Что касается Украины, думаю, нынешняя американская администрация более внимательна к условиям, сложившимся в той стране, к настроениям, царящим на восточной и западной Украине. Они понимают, например, что вопрос членства в НАТО разобщит страну и не будет ни в чьих интересах.

- А как насчет Южного Кавказа? Похоже, сегодня Россия восстанавливает позиции в регионе, причем не только в Армении, но и в Азербайджане. Примером может быть посредничество в карабахском вопросе. Соединенные Штаты (несмотря на то, что Хиллари Клинтон была недавно в регионе), похоже, отошли в сторону и просто наблюдают за тем, что происходит. Это пассивность или некая стратегия?

- Надеюсь, это стратегия. Открытое американское вмешательство в эти вопросы может привести к обратному результату. Я отношусь с большей симпатией к России, чем большинство американских обозревателей. Уверен, что Россия находится в регионе не для того, чтобы доминировать ради доминирования - Россия пытается создать в регионе стабильность ради стабильности, пытаясь решить вопросы энергетического развития, борьбы с исламским фундаментализмом, терроризмом. Надеюсь, что Клинтон осознанно проводит такую политику, стараясь не подогревать настроений, царящих в регионе, в отличие от того, что делала администрация Буша-Чейни в восточной части Черного моря.

- Россия сейчас оказывает логистическую поддержку американским войскам в Афганистане, проводятся совместные операции по борьбе с производством и поставками наркотиков. Также очевидно определенное изменение позиций России по иранскому вопросу. Это свидетельства изменений в позиции России в этом регионе. Значит ли это, что позиции Москвы и Вашингтона по этим проблемам сблизились? Считаете ли вы возможным начало военный операции против Ирана?

- Сначала о вопросе военной операции: ответ – «нет». Думаю, что для Америки начинать войну – катастрофа, независимого от того, будут ли США проводить ее в одиночестве, вместе с Израилем или в коалиции нескольких стран. Трезвый взгляд администрации Обамы-Клинтон четко определяет законное право России на поставки гражданских технологий исключительно в экономических целях, как это делают Москва и Токио во Вьетнаме. Россия совсем не заинтересована в развязывании ядерной гонки между Ираном и Израилем на Ближнем Востоке. Улучшение российско-американских отношений - следствие сложного и более внимательного анализа, чем «черно-белый» подход времен Буша («кто не с нами, тот против нас», – только два варианта и никакого места для маневра). Эти законные интересы Ирана и России регулируются договором о нераспространении, и я считаю, что российское предложение по возврату отработанного топлива – лучший пример того важного различия между законным сотрудничеством стран-подписантов договора о нераспространении ядерного оружия и созданием ядерного оружия.

29260 просмотров