Последние события в регионе Южного Кавказа, в частности, визит госсекретаря США Хиллари Клинтон в столицы южнокавказских республик, стали поводом активизации экспертного сообщества. Комментаторы и обозреватели обсуждают перспективы различных аспектов жизни в регионе. Одна из самых животрепещущих проблем региона – урегулирование армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. О том, какие перспективы ожидают этот процесс в интервью "Вестнику Кавказа" рассказал независимый политолог Расим Мусабеков.
- Президент Азербайджана в своем последнем заявлении сформулировал последовательность шагов по урегулированию конфликта, среди которых первым назвал освобождение пяти районов. На ваш взгляд насколько реально это может быть реализовано?
- Освобождение оккупированных азербайджанских районов является предметом переговоров. В рамках Мадридских принципов именно такая последовательность шагов и предусмотрена. Предлагались разные схемы, в том числе 5+2, потом пытались как-то дробить первые пять. Но при всех случаях первые шаги сопровождены выводом армянских вооруженных сил с оккупированных азербайджанских территорий.
- В комментариях для СМИ вы скептически относитесь к перспективам заключения в ближайшее время соглашения по базовым параметрам мирного договора. На чем основан ваш скепсис?
- Если мы в начале года на встрече президентов в Сочи подошли к некой точке и был подготовлен предварительный документ. Армяне попросили две недели для того, чтобы сформулировать свою точку зрения по заявленным параметрам. В целом ожидалось, что это будет позитивная реакция. И тогда же строились прогнозы на то, что до конца года можно будет обговорить детали и выйти на некоторое обобщающее решение, мирный договор, подписать его и приступить непосредственно к реализации. Но сейчас этот процесс уперся в тупик и у меня нет оптимизма в том, что процесс вдруг неожиданно ускорится. Хотя шансы есть и они, в конечном счете, определяются волей мирового сообщества. Если россияне, французы и американцы согласовано скажут армянам, что надо освобождать оккупированные территории и выполнять решения Совета безопасности ООН, то Армения не настолько сильное государство, чтобы противостоять не только Азербайджану, но и воле международного сообщества.
- В этой связи визит Хиллари Клинтон в регион как-то прояснил ситуацию с применением элементов давления?
- Вопрос ведь не в том, пояснил или нет. Азербайджан будет судить о ситуации не по словам, а по конкретным действиям со стороны США, России и Франции. Речь ведь не идет о том, чтобы армяне взяли и эвакуировали население Нагорного Карабаха. Разговор идет о выполнении резолюций Совета безопасности ООН и никакого основания удерживать азербайджанские оккупированные территории у армян нет. Что же касается безопасности, то она будет обеспечиваться большими государствами.
- На ваш взгляд, будут ли США оказывать давление на Ереван, чтобы подвигнуть его выполнить решения Совбеза ООН?
- Я не думаю, что Хиллари Клинтон в беседах в Баку обещала давить на армян. Но она четко заявила, что пришло время освобождения оккупированных территории и для движения по реализации Мадридских принципов. Что за этим последует, сказать пока трудно? Может, армяне согласятся, и никакого давления не потребуется. Может, наоборот, им будут говорить, что если вы будете себя правильно вести, то получите дополнительные кредиты и вливания в экономику, то есть будет использован не кнут, а пряник. Для Азербайджана важно, чтобы консолидированная воля мирового сообщества побудила армян без всякой войны начать освобождение оккупированных территорий.