В минувший понедельник из Тбилиси началось вещание Первого кавказского телеканала, созданного на базе Общественного грузинского телевидения. Пока вещание осуществляется через интернет (http://www.1k-tv.com), однако в ближайшее время «первый кавказский» будет ретранслироваться во всех регионах Грузии, а затем (через спутник) на территорию РФ. Уже сняты и готовы к эфиру авторские программы «Грузия с Олегом Панфиловым» и «Кавказский портрет с Аллой Дудаевой». ВК попросил прокомментировать появление нового русскоязычного телевидения одного из лидеров оппозиции, кинорежиссера Георгия Хаиндрава.
- Господин Хаиндрава, недавно в интервью «Вестнику Кавказа» вы заявили, что считаете начало вещания на Северный Кавказ провокацией. Но власти говорят, что телеканал будет носить исключительно познавательный характер, чтобы донести до россиян правду о событиях в Грузии…
- Мое мнение с тех пор не изменилось. Считал и считаю, что это чистейшей воды провокация. Ничего хорошего от этой затеи ждать не стоит, как и в целом от Саакашвили и его правительства. Этот телеканал станет пропагандистским рупором и будет давать весомые аргументы тем силам в России, в российской власти, кто ищет лишь повод для возобновления агрессии. Из Кремля и из Госдумы уже слышны заявления о том, что телеканал «будет использован Грузией для поддержки экстремизма и ваххабизма на Северном Кавказе».
Кроме того, меня очень интересует, как организаторы намерены вещать на Северный Кавказ? Для меня это непонятно и до сих пор членораздельно никто не объяснил. Если речь идет о вещании через спутник, то для этого нечего было так пиарить телеканал. С тем же успехом его можно было сделать в Индонезии, Сингапуре или на тихоокеанских островах.
Но ведь даже мощные спонсоры ваххабизма на Северном Кавказе не смогли этого сделать при всем желании. А Грузия, оказывается, может то, что не по силам всему фундаменталистскому подполью. В России достаточно трезвых голов, чтобы не допустить вещания такого канала.
На самом деле это чистый блеф. Причем, для внутреннего потребления. Цель - с одной стороны затуманить головы грузинских избирателей, с другой - показать себя с Россией, насадить в России демократию, которой в самой Грузии нет. Но, повторюсь, в результате российские идеологи получают козыри для продолжения борьбы против Грузии на международной арене, обвиняя нас в поддержке экстремизма.
- Как Россия может помешать вещанию телеканала?
- Меня больше интересует как наши власти намерены вещать, а то что Россия может найти миллион способов помешать – сомнений нет. Для вещания на Россию необходим специальный спутник. Но с таким же успехом любая телекомпания, размещенная в трех комнатах, могла бы вещать на Северный Кавказ.
- Какое отношение к телеканалу имеет Борис Березовский?
- По моим данным, одной из тем, которую Березовский обсуждал во время сентябрьского визита в Грузию с министром внутренних дел Вано Мерабишвили, было как раз вещание телеканала на Северный Кавказ. Степень дальнейшей вовлеченности Березовского в проект мне неизвестна. Об этом можно лишь гадать.
- Неужели начало вещание телеканала может привести к новому военному конфликту с Россией, как вы говорили раньше?
- Об этом не я говорил. Об этом говорит военная доктрина России и об этом свидетельствует агрессивная политика России по отношению к соседям. Россия сама себе предоставила право наносить превентивные удары (в том числе ядерные) в случае возникновения опасности для ее интересов. Так что, существование такого канала вполне может быть использовано Россией, которая уже оккупирует 20 процентов нашей территории, для нанесения точечного удара.