Вчера торги на мировом рынке криптовалют сопровождались рекордным обвалом цен. Курс биткоина обрушился более чем на 25%. О том, как паника вокруг коронавируса, снижения цен на нефть и курса рубля повлияет на российскую экономику, рассказал заведующий кафедрой "Фондовые рынки и финансовый инжиниринг" факультета финансов и банковского дела РАНХиГС, экс-зампред Центробанка РФ Константин Корищенко.
По его мнению, в течение года развитие этих процессов приведет к низким темпам роста экономики за счет снижения экономической активности. "Я бы в меньшей степени опасался инфляционных процессов или того, что резко подорожает импортная продукция. Какая-то реакция будет, но, судя по тому, что мы уже адаптировались, и регулирующие органы адаптировались, эта реакция будет несильной", - полагает экономист.
Однако он акцентировал внимание на одной складывающейся тенденции, оговорившись, что она носит отчасти футуристический характер: "Ограничивается активность, связанная с взаимодействием людей: передвижение, бизнес, туризм, проведение публичных мероприятий. Даже ближайшая встреча МВФ будет проходить в дистанционном режиме. Это своего рода тренировка, репетиция, учение, подготовка к каким-то будущим событиям, которые могут произойти. На этот случай уже будет готова модель поведения государств и бизнес, который будет вынужден строить свое поведение так, чтобы оно не было связано с человеческим общением, с человеческим передвижением. Такая модель будет основана на использовании роботов, дистанционных методов общения и, как следствие, меньше будут использоваться энергоносители".
Корищенко убежден, что самый большой риск заключается в том, что если эта модель, признаки которой просматриваются в сегодняшнем кризисе, будет развиваться дальше, то она может привести к долгосрочному снижению спроса на тот ресурс, который используется в транспорте - автомобильном, авиационном, железнодорожном и так далее. Это, с точки зрения эксперта, наибольший риск.
Закрытие офисов банков и компаний, дальнейшая роботизация приведут к сокращению рабочих мест. "Для России, которая имеет примерно 40-45% дохода бюджета от энергоносителей, если ситуация затянется надолго, это достаточно серьезная проблема. Как следствие, встанет вопрос о том, за счет чего мы будем реализовывать планы по формированию высоких темпов роста", - заявил эксперт.