Вестник Кавказа

Цена национализма: из армянских магазинов исчезают турецкие товары

Eurasianet
Цена национализма: из армянских магазинов исчезают турецкие товары

После того, как Анкара решительно поддержала Азербайджан во второй карабахской войне, Ереван запрещает многие турецкие товары, пишет Eurasianet в материале Armenia prepares to ban Turkish imports. У магазина одежды Mavi в Ереване огромная вывеска гласит: ”Ликвидация до 70% товара!” По словам сотрудника, складские запасы заканчиваются, и магазин готовится закрыть свои двери. 31 декабря в Армении вступает в силу запрет на ввоз турецких товаров. И магазин Mavi, форпост глобальной турецкой сети быстрой моды, попадает под действие эмбарго.

Правительство Армении объявило о запрете в конце октября после того, как Турция поддержала Азербайджан в недавней войне. Этот шаг, как говорится в официальном уведомлении правительства, был направлен на то, чтобы ”положить конец финансовым поступлениям и ограничить бюджетный доход страны с явным враждебным отношением”.

Запрет будет действовать всего шесть месяцев, поскольку это максимальный срок, в течение которого государства-члены Евразийского экономического союза могут вводить односторонние эмбарго такого типа, однако оно может быть продлено на неопределенный срок.

Граница между Арменией и Турцией была закрыта на протяжении десятилетий, между государствами нет дипломатических отношений. Это наследие первой карабахской войны 1990-х годов. Но турецкие бренды, одежда Mavi, бытовая техника Beko, косметика Golden Rose, востребованы в Армении из-за свое доступности.

Продавец из магазина Mavi сказал, что время от времени покупатели критиковали магазин за продажу турецких товаров. ”Но после того, как мы объявили о ликвидации, к нам ввалилась целая толпа, - сказал продавец Eurasianet.org на условиях анонимности. - Такова уж цена национализма”.

Продавец сказал, что их магазин, скорее всего, будет заменен бутиком другого международного бренда: ”Я предполагаю, что это будет что-то дорогое, что-то сделанное в Европе, и цена новых товаров не сравнится с турецкими”.

Некоторые армянские магазины, торгующие турецкой продукцией, из патриотических побуждений начали закупать товары у других поставщиков еще до объявления запрета. В крупной сети супермаркетов ”Ереван-Сити” около 90% товаров было произведено в Турции, сообщил ”Пятому каналу” один из директоров компании Геворг Симонян. ”После начала военных действий мы прекратили продажу турецких товаров”, - сказал он. По его словам, сейчас их заменяют продукцией из России, Белоруссии и Болгарии.

Согласно официальным данным, торговля между Турцией и Арменией относительно скромная и полностью односторонняя. С января по октябрь этого года на Турцию приходилось 4,9% импорта Армении, экспорта зафиксировано не было. За последние 10 лет турецкий экспорт в Армению составил $2,3 млрд, а армянский экспорт в Турцию - всего $15,2 млн.

Большая часть турецкого импорта приходится на потребительские товары, в основном одежду. Часть этого сектора представлена крупными сетями, например, Mavi и LC Waikiki, другая часть - недорогими безымянными товарами или репликами.

Владелица магазина в центре Еревана рассказала Eurasianet, как получает турецкие реплики известных брендов, таких как Louis Vuitton и Dior – ездит в Стамбул и покупает их на рынке, а затем привозит в Армению. ”Ситуация на рынке сложная, - сказала продавщица. - Два года назад я взяла ссуду, чтобы начать этот бизнес, и теперь мне нужно закрывать его и начинать что-то новое. Я не в восторге от того, что экономическая ситуация в Армении настолько плоха, что мне приходится ехать в Турцию с опущенной головой, чтобы закупать там вещи. Теперь все будут говорить, что я предательница”.

Стоимость товаров, которые в настоящее время запрещены к ввозу в Армению, составляет $200 млн год, что открывает новые возможности для армянского бизнеса, написал министр экономики Ваган Керобян в недавнем сообщении в Facebook. Керобян перечислил секторы, наиболее пострадавшие от эмбарго: одежда на первом месте с $69 млн в год и цитрусовые с $10 млн. ”Конечно, я не предлагаю выращивать цитрусовые, но в целом на открывшемся рынке стоимостью $200 млн есть хорошие возможности”, - полагает министр. По его словам, министерство доступно ”для предоставления более подробной информации, чтобы заполнить образовавшиеся пробелы армянскими товарами или товарами дружественного происхождения”.

В целом, по словам экономиста Гранта Микаеляна, запрет на импорт из Турции существенно не повлияет на экономику Армении. ”Армянский рынок не почувствует отсутствия турецких товаров. Эмбарго продлится всего полгода, я не думаю, что оно будет иметь какой-либо эффект, - сказал он Eurasianet. - Все санкции нацелены на использование экономических рычагов для оказания политического воздействия на другое государство, а не на нанесение ущерба собственной экономике”.

Но в определенных секторах армянские потребители могут почувствовать себя ущемленными. ”Цены на некоторые товары, например одежду, будут расти”, - сказал Eurasianet экономист Сурен Парсян. По мнению Парсяна, первоначальный шестимесячный срок санкций создаст неопределенность для армянского бизнеса, который может попытаться заменить турецкие товары: ”Если люди инвестируют и начинают производить товары в Армении, им нужна определенность. Запрет будет действовать шесть месяцев, так что же будет с местным производителем, когда он будет снят? К примеру, более дешевая турецкая одежда наводнит рынок, и местная компания обанкротится. Средние и малые предприятия пострадают сильнее, чем крупные”.

21735 просмотров

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ