Сегодня должен начаться новый раунд международной конференции "Женева-2" по мирному урегулированию в Сирии. Первый раунд конференции завершился фактически безрезультатно. О том, почему так произошло и стоит ли ждать подвижек после 10 февраля, рассуждает президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
"Переговоры бывают двух типов. Вы можете выйти на конференцию после выигранной или проигранной войны и тогда решать, как будет жить та или иная территория после нее. Это такие конференции как в Потсдаме или Ялте. Конференции второго типа — "Женева-2" — это конференции, которые собираются для того, чтобы был процесс. Очень часто заранее понимаешь, что никакого результата быть не может. В данном случае у сторон, которые выйдут на "Женеву-2", разногласие только одно — "по земельному вопросу", кто кого первым закопает. В этой ситуации им не о чем договариваться", - убежден Сатановский.
Свою позицию он объясняет сложившейся ситуацией: "С одной стороны, выходит правительство, которое успешно держится в рамках гражданской войны, оплаченной и организованной извне. С другой стороны, выходят представители той части оппозиции, которая готова с этим правительством говорить. Но эти люди не отвечают ни за что. У них нет тех вооруженных отрядов, которые ведут эту войну, они не влияют на них".
"Сирийская гражданская война — часть большого (с точки зрения салафитского руководства, саудовского руководства) шиито-суннитского конфликта. Речь идет об, как это называется, "остановке экспансии Ирана в арабский мир". В рамках "остановки экспансии Ирана" в исламский мир произведена атака на госпиталь в Йемене, где лечится президент Йемена Хади. Поскольку у [саудовского] принца Бандара несогласование по двум вопросам — поставки нефти через Йемен в обход Ормузского пролива и вопросы по провинции Асир. Взорвано посольство Ирана в Бейруте, с гибелью дипломатов, работников корпуса стражей иранской революции. И дальше продолжается все, что происходит в Сирии. Это части одной большой мозаики. И в данном случае рассматривать их отдельно было бы неправильно. Потому что надеяться на успех каких-то дипломатических усилий, когда в рамках переговоров у вас взрывают ситуацию каждый день, было бы в высшей мере оптимистично, но как-то очень далеко от реальности".
Говоря о действующей в Сирии организации "Джабхат-ан-Нусра", Сатановский заявил: "Саудовцы утверждают, что эта структура создана Дамаском или напрямую Ираном. С нашей точки зрения, это скорее всего салафитская структура Ирака, которая является сепаратистской, как часто было в иракской гражданской войне, где салафитские группы не подчинялись Саудовской Аравии, оставаясь при этом приверженными салафитской идеологии. В рамках внутренней войны между теми силами, которые атакуют официальный Дамаск, влиять на них вообще некому, это совершенно бесполезно".
"В этой ситуации Асад выигрывает выборы, если выборы будут, - убежден Сатановский. - Потому что для той части населения, которая понимает, что будет геноцид, что было обещание уничтожить алавитов, шиитов в целом, а заодно уже и друзам достанется свое, а курдам свое, а уж про христиан мы просто не говорим после Маалюля и всего остального, что там происходило, ставить можно только на центральную власть. Идет война общин друг с другом, уже как в Ливане. К огромному сожалению, здесь можно только развести руками. Сделать здесь нечего. Здесь нет злобного правительства, которое тиранит свой народ, и светлых героев, которые борются за свободу и независимость. Эти сказки можно оставлять для западных СМИ".