Совет Федерации одобрил закон о создании в Сирии российской авиабазы, сочтя, что он максимально благоприятствует России и ее воинскому контингенту, в то же время нисколько не ущемляя интересы Сирии. Документ предусматривает создание на безвозмездной и бессрочной основе российской авиабазы на аэродроме Хмеймим в сирийской провинции Латакия. По мнению первого зампреда комитета по обороне Франца Клинцевича, "размещение на авиабазе Хмеймим российской военной авиации на бессрочной основе - это первый, но далеко не последний шаг" в направлении укрепления позиций России "не только в Сирии и на Ближнем Востоке, но и в мире в целом".
Член комитета Госдумы по международным делам, бывший оперуполномоченный управления по борьбе с организованной преступностью МВД КБР Адальби Шхагошев считает, что если бы год назад РФ не оказалась в Сирии, то эта страна попала бы под "юрисдикцию" международной террористической организации ДАИШ: "Отряды боевиков уже были видны из окна резиденции Башара Асада, и если бы не наши ВКС, то мы бы уже имели "халифат", откуда боевики двинулись бы в сторону России и Европы. Мы знаем, что серьезнейшие международные террористические организации построили радикальную пирамиду в Европе".
По словам Шхагошева, в Сирии Россия защищает свои национальные интересы, не вмешиваясь во внутренние дела Дамаска, борется с международным терроризмом: "Если мы этого не будем делать, то не сможем адекватно говорить о защите национальных интересов. Сегодня США действительно потеряли контроль в Сирии. Они не могут переварить, что Россия сломала их план по уничтожению политических режимов. Весь их механизм рухнул".
Говоря о действии разработанного США "механизма", эксперт обрисовал его так: "Они сначала создают информационный повод. Объявляют что Каддафи, например, деспот, а Саддама Хусейна есть химическое оружие. Через некоторое время после информационной атаки идут бомбардировки, результат которых - сотни тысяч погибших и стертые с лица земли государство. В Сирии так получилось. Там США не смогли задействовать этот механизм и физически уничтожить Башара Асада. А ведь именно с таким планом шли США на Ближний Восток. У них на пути стала Россия".
Шхагошев подчеркнул, что РФ защищает в Сирии собственные национальные интересы: "Мы не за океаном находимся. Мы находимся в 1500 километрах от тех границ, где орудуют боевики ИГИЛ. В Россию возвращаются люди, которые воевали на стороне ИГИЛ. На Северном Кавказе они уже пытались построить псевдохалифат. Когда говорят о ратификации международного договора о размещении нашей базы в Сирии, мы не хотим соперничать с США, выступать с предложениями о том, чтобы наши военные базы появлялись в самых разных точках. Нет никакого соперничества. Но если мы будем это делать, то мы это будем делать только для защиты своих национальных интересов".
Министр обороны России Сергей Шойгу выступил с разъяснениями необходимости размещения военной базы России на территории Сирии еще в августе. По словам Шойгу, авиабаза позволит вести борьбу с терроризмом на дальних подступах к России, в то время как в Сирию приходят потоки вооружений со всех территорий.