Вестник Кавказа

Возвращение блудного свана

Георгий Калатозишвили, Тбилиси

В Грузию вернулся легендарный полевой командир времен грузино-абхазской войны 1992-1993 годов, бессменный руководитель вооруженного формирования кодорских сванов "Охотник" - Эмзар Квициани. Сразу после прилета из Москвы и прохождения паспортного контроля, Квициани был арестован на глазах сотен соратников, пришедших встречать его в тбилисском аэропорту, а также многочисленных родственников. Сопротивление полиции никто не оказал: арест не был неожиданностью. Более того, пресс-секретарь МВД Нино Гиоргобиани заранее предупредила, что как только Квициани пересечет границу, он будет арестован, поскольку прежние власти страны возбудили против него уголовное дело по обвинению в мятеже и антигосударственном заговоре.

Квициани - "последний из могикан" эпохи гражданской войны, начавшейся в 1991 году почти сразу после провозглашения независимости и переросшей затем в грузино-абхазскую войну. К сентябрю 1993 года абхазские формирования установили контроль над всей территории Абхазии кроме высокогорного Кодорского ущелья, где жили сваны. В войне сваны принимали участие на стороне грузинских войск, а Эмзар Квициани считался самым авторитетным полевым командиром. Абхазские войска тогда не стали штурмовать ущелье по двум основным причинам.
Во-первых, Москву никогда не радовала перспектива появления прямой автодороги, соединяющей Абхазию с черкесским миром Северного Кавказа через Кодорское ущелье.
Во-вторых, Квициани и сванские старейшины проявили недюжинные дипломатические способности: они смогли убедить абхазов, что из Кодорского ущелья им больше никогда не будет угрожать опасность, то есть сваны не впустят в ущелье грузинские войска.

Однако после прихода к власти команды Михаила Саакашвили уговор был нарушен: летом 2006 года, несколько тысяч грузинских военнослужащих под предводительством тогдашнего министра обороны Ираклия Окруашвили и главы МВД Вано Мерабишвили вторглись в ущелье (то есть на территорию Абхазии), а сваны не оказали серьезного сопротивления, поскольку у большинства из них были родственники в Грузии и прожить без помощи "большой земли" они бы не смогли.

Опасаясь ареста, Эмзар Квициани бежал в Россию через Марухский перевал. Путь в саму Абхазию ему был заказан, все-таки Квициани воевал против абхазов. Кроме того, его имя часто мелькало в трагической истории гибели десятков мирных жителей (в том числе детей) во время войны, когда вертолет, перевозивший беженцев из абхазского города Ткварчели, был сбит тепловой ракетой над Кодорским ущельем.

Приехав в Россию, Квициани сделал несколько заявлений против режима Саакашвили, обвинив его в "подготовке сдачи Кодорского ущелья абхазам". Тем временем, на родине бывшего полевого командира обвинили в мятеже и антигосударственном заговоре. Квициани грозило пожизненное заключение. А поскольку экстрадировать его из России не удалось, в тюрьму посадили сестру Эмзара Нору Квициани по смехотворному обвинению в хранении оружия. Но в каком сванском доме Кодорского ущелья не было оружия?! Население там десятилетиями жило в условиях осады и военной демократии.

В главном Эмзар Квициани оказался провидцем: в августе 2008 года абхазские власти сконцентрировали войска вокруг Кодорского ущелья и вытеснили оттуда не только грузинские части, но и местных сванов, большинство из которых сейчас живет в Тбилиси. Именно поэтому Квициани сейчас рассчитывает на благосклонность и помилование новых грузинских властей, заинтересованных в возвращении еще одного свидетеля ошибок экс-президента Саакашвили.

 

26490 просмотров