По предварительным данным ЦИК, после подсчета бюллетеней со всех 1988 избирательных участков по итогам состоявшихся 18 февраля президентских выборов в Армении действующий глава государства Серж Саргсян, набрав 58,64 % (861160) голосов избирателей, уже в первом туре одержал победу. Его основной соперник, экс-министр иностранных дел Армении, лидер оппозиционной партии “Наследие” Раффи Ованнисян получил 36,75 % (539 672 голоса). Остальные кандидаты получили незначительные проценты голосов. По предварительным данным ЦИК, на выборах проголосовал 1 518 407 избирателей или 60,05% от общего электората республики.
Итоги выборов были вполне прогнозируемы. Об этом свидетельствовал ряд факторов и в первую очередь разношерстность и разнокалиберность кандидатов. Еще до выборов было ясно, что основная борьба (если, конечно, то, что произошло 18 февраля можно назвать таковой) развернется между Саргсяном и Ованисяном. Остальные 5-6 кандидатов были лишь соответствующим фоном для задуманного властями представления. И роль свою в этом театральном действии, режиссированном властью, они блестяще выполнили, кто-то сознательно, кто-то невольно, а кто-то, преследуя собственные цели.
Судя по всему, команда республиканцев во главе с Саргсяном не преследовала цель получить 70-80% голосов избирателей. Им достаточно было получить 50%+1 голос избирателей, чтобы не допустить второго тура с участием непредсказуемого Раффи Ованнисяна. Эта задача республиканцами была достигнута, причем с “лишними” 8-9%, так как минимальный разрыв мог бы позволить Ованнисяну требовать пересчета голосов. И сегодня Саргсян, на первый взгляд, наконец, обрел ту легитимность, по крайней мере, в глазах международного сообщества, которой ему так недоставало после предыдущих президентских выборов 2008 года, сопровождаемых трагедией и человеческими жертвами 1 марта.
Об этом свидетельствует и предварительная оценка президентских выборов представителей международных наблюдательских миссий. За выборами в республике следили 6251 представителей 26 местных общественных организаций и 632 наблюдателя из 12 международных организаций. Все они уже успели оценить выборы в Армении как состоявшиеся. А все зарегистрированные ими нарушения посчитать как несущественные и не влияющие на окончательный итог выборов.
Судя по общественному отклику и реакции на итоги выборов, в самой Армении так не считают. Уже 19 февраля у здания ЦИК состоялась акция «Смерть не рожденной демократии», участники которой возложили к дверям ЦИК траурный венок. Впрочем, о неутешительном состоянии электоральных процессов в Армении говорят и СМИ, и наблюдатели. Так, по словам члена наблюдательской миссии Международного экспертного центра избирательных систем ICЕS американки Лидии Лоусон, на некоторых участках наблюдалась доставка избирателей, однако наблюдателям миссии почему-то так и не удалось выяснить взаимоотношения подвозивших с подвозимыми избирателями. Более чем очевидно, что Лоусон при желании очень легко было бы получить информацию о сути этих взаимоотношений у любого избирателя или просто прохожего на улице.
В сегодняшней “демократической” Армении люди вынуждены чуть ли не просить предвыборные взятки у людей, которые завтра эти самые взятки с лихвой отбирают назад, необоснованно повышая цены на импортируемую зарубежную продукцию и товары первой необходимости. Хотя для армянских олигархов-монополистов составляющих основу действующей власти таких “обоснований” достаточно много. И первым из них стало бы их положение в случае победы оппозиционного кандидата Ованнисяна. В своей предвыборной программе он обещал увеличить на 50% практически все расходные статьи госбюджета за счет принудительного вывода из “тени” недобросовестных представителей армянского бизнеса, что позволило бы увеличить бюджетные ассигнования на 300 млрд драмов. Учитывая, неутешительное состояние, обложенного поборами армянского малого и среднего бизнеса, нетрудно представить, кого бы в первую очередь выволакивали из “тени” налоговики новой формации. Именно поэтому сохранение Саргсяна и всей прежней властной команды у руля было для олигархов-монополистов жизненно важной необходимостью.
Как результат местные авторитеты, подчиняющиеся и защищающие интересы олигархической власти, сделали все от них зависящее, чтобы не допустить свободного волеизъявления. Делалось это не в Ереване, напичканном международными наблюдателями, а в областях, особенно отдаленных. В течение 18 февраля в СМИ пачками поступали звонки избирателей и представителей Раффи Ованнисяна о многочисленных нарушениях избирательного законодательства и права. После того, как ситуация стала выходить из под контроля властей, и Ованнисян стал, обходя Саргсяна, набирать в областях существенный процент голосов, случаи вбросов бюллетеней, подвоза избирателей, повторных голосований и, наконец, дачи избирательных взяток прямо у избирательных участков приняли массовый характер. Даже официальные результаты выборов подтвердили, что в той же Ширакской области Ованнисян на порядок обошел Саргсяна. И в случае если бы выборы прошли действительно справедливо, конкурентно и прозрачно, победы оппозиционного кандидата Раффи, как минимум, можно было бы не исключать.
Таким образом, точку во всем этом действе поставит не ЦИК, а сам Ованнисян. Вчера он уже поставил Саргсяну ультиматум, призвав его до 17:00 сегодняшнего дня признать "свою ошибку перед народом и законом Армении". "Я – избранный президент Армении. Я никогда не стремился к должностям, но на этот раз это так", - заявил Ованнисян, добавив, что, возможно, обратится в суд с требованием пересчета голосов. Что он будет делать дальше, пока неясно. В любом случае после отказа Армянского национального конгресса, АРФ “Дашнакцутюн” и “Процветающей Армении” участвовать в выборах именно Ованнисян и его “Наследие” стали главной оппозиционной силой в Армении, создав, наконец, альтернативу действующей власти. И официальные голоса 37% армянских избирателей лучшее тому подтверждение.
В Армении появилась альтернатива действующей власти
Давид Степанян, Ереван
11045 просмотров