Вестник Кавказа

Украина распадается не по административным границам

Год назад на Украине начались события, серьезно изменившие ход ее истории. "Майдан" спровоцировал по меньшей мере два конфликта. Один – конфликт киевских властей с Новороссией, второй - конфликт на территории всей Украины между различными группировками "майдана", борющимися за власть.

Член Российского совета по международным делам, председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов считает, что в данный момент Россия, Украина и ополченцы все по-своему проходят этап национальной самоидентификации: “Модель национальной идентификации, национальной революции, как она сразу была названа в январе-феврале этого года стала важным элементом всего происходящего и выводит события за рамки привычных нам конфликтов".

По мнению Лукьянова, "Украина пошла по восточноевропейской, центральноевропейской , можно сказать, когда все элементы, начиная от люстрации (того, чего на постсоветском пространстве нигде, кроме стран Балтии, не было) и заканчивая созданием романтического мифа о жертвах борьбы за независимость, чего на Украине не было отродясь, потому что там не было борьбы за независимость. А теперь они появились - “Небесная сотня”, “кровь на Майдане” и т.д.
Стороны Востока тоже появились свои мученики и жертвы, что еще больше отдаляет стороны друг от друга".

Однако важнейшим элементом всей картины Лукьянов считает то, что и Россия, которая вольно или невольно принимает участие в этом конфликте, тоже переживает очень сложный начинающийся процесс национальной самоидентификации”.

Эксперт считает, что идеологический элемент усложняет нахождение компромисса для мирного разрешения ситуации: “В этом конфликте, где изначально было очевидно, что геополитический лейтмотив - флот, НАТО, Крым - все это легко объясняется в категориях национальной безопасности. Но в какой-то момент туда был добавлен этот элемент “русского мира”, самоидентификации России. Это качественно изменило ситуацию, связанную и с Востоком Украины, и с дальнейшей возможностью России для маневра, потому что одно дело, когда это вопрос о конкретных гарантиях вступления/невступления или размещения/неразмещения, а другое дело, когда вводится в действие национальный элемент. Здесь компромиссы или невозможны, или крайне сужены, потому что это уже вопросы очень эмоциональные”.

По мнению Лукьянова, Украина распадается не по административным границам: "Конфликты на постсоветском пространстве до сих пор показывали, что границы, которые существовали до 1991 года, условны, и распадалось все по административным границам, которые до этого не считались реальными границами, и вдруг стали настоящими. Тем не менее и в случае с Грузией, и в случае с Арменией и Азербайджаном были некие условные основания - автономия или некое образование внутри союзных республик, которое вслед за своей республикой объявляло о независимости. Это была такая матрешка. На Украине же административные границы уже не действуют, потому что она распадается. То, что происходит на Востоке - это не отпадение каких-то конкретных единиц - это уже совершенно другая материя. Это осложняет ситуацию. Потому что при наличии пусть формальных, но все же административных границ, есть некая зона, некий предел, а здесь все совершенно зыбко. Словом, этот конфликт и по масштабу и, самое главное, по сложности внутренней неопределенности многократно превосходит все, что было до этого”.

10055 просмотров