Тбилисский городской суд вынес приговор по делу о разгоне митинга оппозиции 26 мая 2011 года, когда погибло 4 человека. Главным и единственным обвиняемым был экс-министр внутренних дел Вано Мерабишвили. Его защита юридически выверено строила стратегию на том, что невозможно осудить министра за приказ разогнать митинг (кстати, противоречащий законодательству, поскольку он проходил на центральном проспекте имени Руставели, где должен был состояться парад в честь Дня независимости), если не привлекаются к ответственности конкретные полицейские, непосредственно избивавшие людей с особым садизмом.
Однако судить рядовых полицейских властям невыгодно: правящей коалиции тоже может понадобиться применение силы и если покарать рядового полицейского, его коллеги семь раз подумают, прежде чем вновь выполнить приказ. После долгого разбирательства судья Хатуна Харчилава приговорила Мерабишвили к шести годам лишения свободы. По амнистии 2012 года, срок сокращен до 4,5 лет. Но бывший министр рискует провести в тюрьме гораздо больше времени. Дело в том, что он уже приговорен к пяти годам лишения свободы за использование бюджетных средств в предвыборных целях партии Михаила Саакашвили Единое национальное движение (ЕНД). Согласно грузинскому законодательству, приговоры по двум разным делам могут «перекрывать» друг друга, когда больший срок поглощает меньший, но могут и суммироваться, то есть осужденный рискует провести в тюрьме сумму всех сроков, вынесенных разными судами по разным делам.
Как заявил в беседе с «Вестником Кавказа» адвокат экс-министра Георгий Чивиашвили, если судья не примет конкретного решения о «поглощении» сроков, Вано Мерабишвили, по положению на сегодняшний день, должен отсидеть, в общей сложности 9,5 лет.
К этому сроку может прибавиться еще 10-15 лет. Бывший министр и один из ближайших соратников экс-президента фигурирует в качестве обвиняемого по делам о протекции убийцам молодого банкира Сандро Гиргвлиани, фальсификации улик в связи с гибелью экс-премьера Зураба Жвания и многим другим. За девять лет подобных эксцессов накопилось немало. Таким образом, срок заключения Мерабишвили может увеличиться до 20-25 лет.
Однопартийцы Мерабишвили по ЕНД (он до сих пор формально является генсеком этой партии) надеялись на давление Запада в преддверии подписания Грузией соглашения об ассоциации с ЕС. Расчет состоял в том, что как и в случае с Юлией Тимошенко, Запад будет настаивать на освобождении лидера оппозиционной партии. Но международная конъюнктура после событий на Украине складывается таким образом, что Евросоюз вряд ли станет обусловливать подписание договора об ассоциации с освобождением экс-министра, несмотря на очевидные юридические ляпы в его деле.
Так бесславно завершилась карьера одного из самых могущественных в недавнем прошлом грузинских политиков – автора знаменитой полицейской реформы, вызвавшей интерес во многих постсоветских странах, в том числе в России. А ведь еще совсем недавно, Вано Мерабишвили в Грузии называли «хребтом государственности», без которого страна "вряд ли сможет выжить". В частности, именно так охарактеризовала Мерабишвили бывший лидер парламентского большинства, Майя Надирадзе. Но это было шесть лет назад – в совершенно иную эпоху.