Глава внешнеполитического ведомства ЕС Федерика Могерини после министерской встречи в формате 5+1 между Китаем, Францией, Германией, Россией, Великобританией, США и Ираном недвусмысленно заявила о том, что все стороны признали полную реализацию ядерной сделки и отсутствие каких-либо нарушений. Как отмечает Eurasiareview в материале EU Affirms Iran Deal Compliance, Rejects Renegotiation Могерини заявила, что Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) служит исполнению заявленной цели, и ”нет необходимости пересматривать отдельные части соглашения”. По ее словам, вопросы, выходящие за рамки сделки, должны ”решаться в разных форматах и на разных форумах”.
Государственный секретарь США Рекс Тиллерсон также принимал участие в министерском совещании и заявил, что Иран ”с технической точки зрения выполняет условия соглашения”, но у Дональда Трампа по-прежнему есть опасения по поводу реализации сделки и тщательности соблюдения ее условий.
Встреча на уровне министров состоялась 20 сентября в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Президент США Дональд Трамп назвал ядерную сделку с Ираном одной из ”худших односторонних сделок” и ”позором для США” в своей речи 19 сентября. Трамп не упомянул, сертифицирует ли он сделку перед Конгрессом 15 октября, но сказал, что Вашингтон не может соблюдать соглашение, которое ”обеспечивает прикрытие для возможного развития ядерной программы”. Позже, 20 сентября Трамп сообщил журналистам, что принял решение о сертификации, но не сказал, каково именно его решение. Хотя отсутствие сертификации не нарушает СВПД, у Конгресса появляется возможность повторного введения санкций, отмененных в ускоренном режиме в рамках соглашения. Учитывая предыдущие комментарии Трампа, очевидно, что он не хочет сертифицировать сделку, несмотря на международную поддержку и соблюдение Ираном условий соглашения, которое также подтвердили официальные лица США.
На следующий день после выступления Трампа генерал Джон Хайтен, глава стратегического командования США, сказал, что Иран выходит за рамки ограничений СВПД. Выступая 20 сентября в Институте Гудзона, Хайтен выразил обеспокоенность по поводу иранской баллистической программы, которая не охвачена сделкой, но ограничена резолюцией Совета Безопасности ООН, одобряющей соглашение.
Партнеры Вашингтона по переговорам на Генеральной Ассамблее ООН призвали к полному осуществлению ядерного соглашения. Президент Франции Эммануэль Макрон выступил с серьезными аргументами в пользу сохранения сделки в ходе своего выступления 19 сентября, отметив, что она ”необходима для поддержания мира” и ”несоблюдение соглашения с Ираном будет безответственным решением”.
В тот же день в интервью CNN Эммануэль Макрон сказал, что для Трампа было бы ”большой ошибкой” выйти из соглашения и пообещал убедить американского президента в необходимости совместной работы с целью приспособить ядерную сделку для решения таких вопросов, как программа разработки баллистических ракет.
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй также подняла вопрос о ядерном соглашении на двусторонней встрече с Трампом, которая состоялась 20 сентября, и подтвердила ”твердую приверженность сделке со стороны Великобритании” и ее жизненно важное значение для региональной безопасности.
Международная поддержка этой сделки оказалась важным фактором для Хасана Рухани. В своей речи к ООН 20 сентября президент Ирана сказал, что, учитывая многосторонний характер сделки и одобрение Советом Безопасности соглашения, ”она принадлежит международному сообществу”. Иранский президент добавил, что сделка может быть ”новой моделью для глобальных взаимодействий, основанных на взаимном конструктивном вовлечении”. Рухани заметил, что Иран ”не станет первой страной, нарушившей соглашение, но решительно отреагирует на ее нарушение любой из сторон”. Он добавил, что ”будет очень жаль”, если сделка будет ”уничтожена грубыми новичками мира политики”.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху повторил критику Трампа, заявив, что политика Израиля в отношении ядерной сделки заключается в ее ”исправлении или устранении”. 10 сентября он сообщил, что исправление сделки означает проверку военных объектов и ”упразднение положения о сроке истечения некоторых положений соглашения”.
Госсекретарь США Рекс Тиллерсон также отметил, что положения, которые имеют срок действия, ”не способствуют продвижению вперед”. 20 сентября он заявил, что если Вашингтон будет придерживаться соглашения с Ираном, то в эти пункты должны быть внесены изменения. Некоторые ограничения истекают через 10-25 лет, но другие ограничения, которые выступают в качестве барьеров для создания ядерного оружия, носят постоянный характер. И любая попытка расширить ограничения требует стабилизации и поддержания текущей сделки, а не ее расторжения и попытки пересмотра с целью создания нового соглашения.