Вестник Кавказа

Россия теряет доверие к своей валюте

Россия теряет доверие к своей валюте
© Фото: Мария Новоселова/ “Вестник Кавказа“

Курс рубля продолжает стремительно падать. На 13-15 декабря Банк России установил официальный курс доллара на уровне 56,8919 рубля. Курс евро повышен 70,5289 рубля. Между тем, премьер-министр России Дмитрий Медведев выразил мнение, что "рубль уже не раз проходил через кризисы, но после падения снова укреплялся, надо запастись терпением — и все будет хорошо; главное не суетиться, а просто смотреть в будущее".

Однако его оптимизм разделяют не все эксперты. По мнению члена думского комитета по финансовому рынку Бориса Кашина, исполнительная власть не справляются с падением рубля: "Сейчас в поисках виноватых в той критической ситуации, которая сложилась, часто указывают на ЦБ. С моей точки зрения, действительно политика ЦБ беспомощна".

Среди причин падения курса российской валюты Кашин назвал атаку на рубль: "Мы платим за свою принципиальную позицию по Украине, но никакого другого выбора у нас не было, потому что это была заготовленная спецоперация, и Россия действовала абсолютно правильно. В ответ мы получили эти действия. Они часто скрытые. Западные хедж-фонды всегда действуют с учетом политической обстановки, и здесь это сказалось".

Другой причиной депутат считает слабость российской экономики: "Здесь можно согласиться с ЦБ, который говорит, что “вот, нас обвиняют, что мы не кредитуем реальный сектор, но это функция правительства - дать проекты, а таких проектов мы не видим”. Здесь, с моей точки зрения, мы упираемся в главную причину - слабость и некомпетентность нашего правительства. Комплекс этих причин требует резких решений. К сожалению, наша исполнительная власть к ним еще не готова”.

Директор Московской школы экономики МГУ им. М.В. Ломоносова, академик Российской академии наук Александр Некипелов напоминает, что падение рубля началось до событий на Украине и, тем более, до снижения цены на нефть. "У нас в 2008 году был самый мощный из этих лет отток капитала - по официальным данным, 138 млрд долларов. В этом году оценки есть разные - самые благоприятные - 100 млрд, а министр финансов как-то даже упомянул и 130. Так что нынешний отток капитала сопоставим с тем, что мы имели в самые кризисные 2008-й и 2009-й годы".

В ситуации паники создаются благоприятные причины для спекулятивной деятельности, но это, по мнению Некипелова, следствие, а не причина нынешней ситуации: "Мы теряем национальную валюту, теряем доверие всех хозяйствующих субъектов к национальной валюте. Это - огромный удар. Хозяйствующие субъекты уже привыкли к тому, что рубль является естественной валютой для них. Сейчас произошло качественное изменение".

По мнению Бориса Кашина, необходимо ввести ограничения на движение капитала, не затрагивая ситуацию с наличной валютой, чтобы граждане не почувствовали разницы. "Надо обязать продавать валютную выручку, но при этом дать гарантии предприятиям реального сектора в том, что они будут профинансированы. И конечно, эта догма с открытым рынком, со свободными валютными операциями в такой критической ситуации будет очень дорого нам стоить. Я хочу напомнить, что все страны, включая развитые, вводили ограничения на движение капитала.
Это надо делать. Иначе мы долго будем смотреть за падением курса рубля. И, конечно, надо принимать кадровые решения - я имею в виду прежде всего исполнительную власть, правительство.

По мнению Александра Некипелова, ситуация требует экстраординарных мер: "Они связаны с введением 100% продажи валюты, с введением ограничений на открытые валютные позиции для банков. Нужно вводить нечто вроде налога Тобина - налога на финансовые операции. Не нужно трогать население. Эти меры не означают ликвидацию валютного рынка. Эти меры означают изменение условий функционирования валютного рынка”.

 

13225 просмотров