В это году британское пиар-агентство Portland впервые включило Россию в топ самых влиятельных стран по критерию «мягкой силы». В первую тройку стран, способных влиять на другие государства не с помощью оружия, а посредством своей культуры и гражданских ценностей, вошли США, Германия и Япония, а Россия заняла 27-ю позицию. Если на Западе Россия пытается избавиться от образа медведя в ушанке, причем не всегда успешно, то на Востоке дела обстоят куда лучше.
«Россия имеет колоссальный опыт осмысления Востока. Гуманитарная ответственность России и ее прямой национальный интерес заключаются в том, чтобы двигаться со своей гуманитарной миссией, продвигать свои образовательные и научные модели. Это дает нам возможность посмотреть свежим взглядом на то, что у нас есть, посмотреть, что нужно осовременить», - говорит декан факультета политологии МГИМО, профессор Алексей Вознесенский.
По его словам, можно спорить по поводу применения силовых методов, а гуманитарная миссия - это святое: «Здесь можно найти поддержку в мире. Есть интерес к тому, что мы делаем. Действительно, мы накопили, с одной стороны, огромный советский опыт, а с другой стороны, мы его сумели переработать, переосмыслить и применить с точки зрения наших национальных интересов к сегодняшней жизни России. Это привлекательный багаж для многих стран, особенно для Ближнего Востока».
Алексей Вознесенский задается вопросом, почему вдруг темы, связанные с религией, с культурой, стали способствовать расколу. «Религия и культура всегда объединяли и могут стать базисом для объединения», - убежден профессор.