Ушел из жизни Резо Чхеидзе - всемирно известный режиссер, автор великого фильма "Отец солдата". Его легендарная картина о Великой Отечественной войне живет и вот уже полвека несет людям правду: о безграничной любви, о том, какой ценой была завоевана победа, о патриотизме и верности долгу.
Он потому и покорил зрителя, что на экране было все, как в жизни. Этот эпизод сценарист фильма не написал - вспомнил: в его роте тоже воевал пожилой мужчина. Так родилась одна из самых пронзительных в советском кинематографе историй об отце, который дошел до Берлина, чтобы найти сына.
Режиссеру Резо Чхеидзе удалось снять, наверное, самый трогательный фильм о войне. О щемящей до слез правоте отцовской любви к сыновьям и готовности кинуться под танк, чтобы защитить жизнь, любую - даже будь то виноградная лоза на чужой земле.
Это во многом личный опыт: люди, о которых он снимал, окружали его в детстве. Помогали и поддерживали на свой страх и риск. В 37-м общаться с сыном врага народа было опасно. Его отца, писателя Давида Чхеидзе, арестовали посреди ночи. "Отца, когда проводили, единственное, что он мог оставить на черный день - из кармана достал черный бумажник, там лежали 26 рублей. И маме отдал", - рассказывал режиссер.
Резо Чхеидзе сохранил поразительно чистый взгляд на жизнь, порой даже наивный, но до какой-то почти философской глубины. С самого первого фильма, снятого сразу после окончания ВГИКа. Та дебютная работа получила приз Каннского фестиваля. "Отец солдата" - Ленинскую премию. А в Кахетии даже поставили памятник герою фильма - как память об огромной цене, которую за победу заплатила Грузия.
Будучи директором студии "Грузия фильм", Резо Чхеидзе сплотил вокруг себя множество людей.
"Они все верили в меня, начиная от правительства, заканчивая дворником или секретарем. Все верили в то, что я делал, - рассказывал он прошлым летом в интервью "Вестнику Кавказа". - Я, во-первых, человек не очень лиричный. Строгий. Но справедливый, и это все видели. Видели, как я живу дома, как мои дети учатся. У меня никогда не было частного автомобиля, нет и сейчас. Я им помогал, чем мог. И за каждого из них я стоял, чтобы Москва утвердила тот или иной сценарий", - рассказывал режиссер.
"В московском министерстве кинематографии меня называли "грузинский танк". В советском Верховном совете из кинематографа было два человека. Ермаш, министр кинематографии, и я. Все. В РСФСР – Герасимов, большой советский режиссер, и Бондарчук, председатель. А я и министр - во всесоюзном совете, причем два созыва. И все знали, что я ничем другим не занимался с утра до ночи, только кино. И даже личными делами некоторых людей, которых несправедливо где-то обидели. В общем, кому нужно было, я все делал для человека и для страны полезное", - отмечал Резо Давидович.
Он очень переживал за нынешнее грузинское кино.
"Вы знаете, наш уважаемый руководитель, который вообще все последние два года ведет страну, мы его очень любим. Бидзина Иванишвили, я имею в виду. Я ему очень многому обязан, я и моя семья. Но в этом вопросе он ошибается. Знаете, что он мне сказал? Он мне сказал: "Если нация или народ составляет меньше 50-80 млн человек, он не может создавать свои фильмы, это дорогое удовольствие", - сетовал режиссер.
"Что кино приносило в советское время? Все дороги открывались. Было материальное выражение большой рекламы республики, кинорекламы, причем очень хорошо художественно сделанные фильмы. Не понимают сегодня в Грузии это значение. Патриарх Грузии, которому я доверяю, люблю его, тоже думает, как и я, наши взгляды очень совпадают. Но… по этому вопросу я с ним по-деловому и не говорил. Потому что каждую встречу он говорит, что максимум две картины будем снимать. А что две картины?" – рассказывал мэтр корреспонденту "Вестника Кавказа".
Министр культуры России Владимир Мединский накануне заявил: "Он отдал кинематографу более полувека, создавая искренние, человечные и глубокие картины, одну из которых - "Отец солдата" - обязан посмотреть каждый из нас", отметив, что в свое детище, студию "Грузия фильм", долгие годы режиссер вкладывал все свои силы и все свое время. "Рожденный в Советском Союзе, Резо Давидович дарил свое творчество единому народу, стараясь максимально содействовать сближению двух стран", - отметил глава Минкультуры.
Резо Чхеидзе продолжал работать, снимал и в Москве. Тяжело переживал из-за непростых отношений, которые сложились между Россией и Грузией в период президентства Михаила Саакашвили, из-за событий на Украине. Великий советский режиссер, в чьих фильмах звучала и "Катюша", и лезгинка, как никто знал, как бесценна общая память и подвиг единого народа, и навсегда вписал это в историю отечественного кино…
Коллектив "Вестника Кавказа" выражает глубокие соболезнования родным, близким и коллегам великого режиссера в связи с его кончиной.